double arrow

Вопрос 10. Эффект дохода и эффект замещения. Излишек потребителя


Равновесие потребителя нарушается, если изменяются на товары и услуги или меняется величина его дохода. Очевидно, при падении цен на товары при неизменной величине дохода потребителя он будет покупать больше этих товаров. И не только согласно его индивидуальным оценкам полезности товаров, на которые цены были снижены, равны, ему нет необходимости увеличивать их потребление, он может увеличить потребление других товаров, цены на которые остались прежними. За счет высвобождены части его доходов от снижения цен. Ведь данное снижение цен означает то же, что и увеличение его доходов, хотя доходы номинально и не выросли. Однако увеличение доходов столь же реально, как и в случае повышения заработной платы, например. Способность потребителя покупать больше товаров и услуг за счет снижения цен на них называется эффектом дохода.

С другой стороны, потребитель, если не хочет увеличения потребления подешевевших товаров, может перейти на потребление аналогичных, но более качественных и дорогих товаров. Эффект дохода вызывает в этом случае эффект замещения (субституции). Эффект замещения будет иметь место и тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, и заменять ими товар, на который цены постоянны или даже выросли. Особенно в последнем случае, когда качество потребления снижается, но бюджетные ограничения заставляют потребителя идти на это. Так, например, хотя за годы реформы цены на хлеб выросли многократно — почти в 8 тыс. раз,— потребление его растет постоянно, но в то же время значительно снизилось потребление хлебобулочных и кондитерских изделий, на которые цены выросли еще больше. Здесь работает эффект замещения. Этот эффект впервые описал английский экономист Гиффен обратил внимание на странное, с точки зрения теории рынка, падение кривой спроса на хлеб. Чем больше росла цена на хлеб, больше его покупали английские бедняки. Парадокс! Но все объясняется просто. Поскольку бюджет английских бедняков был скуден, как и у большинства населения в современной реформируемой России, они вынуждены были покупать хлеб в больших количествах, чтобы выжить. Естественно, при этом сокращалось потребление других товаров. Указанное явление получило название «эффекта Гиффена», который весьма характерен для бедных стран. А товары, для которых данный эффект работает, называются «гиффеновскими» товарами (хлеб, лекарства и т.д.).




Излишек потребителя. Как было сказано выше, при максимизации общей полезности от потребления предельная полезность на один рубль продукции одинакова для всех продуктов. В этом случае цена продукции отражает её предельную полезность, и, стало быть, наступает равновесие потребителя при неизменной покупательной способности денег. Именно при этих условиях возникает понятие излишка потребителя.



Излишек потребителя представляет собой разницу в денежном выражении между максимальной ценой, которую потребитель заплатил бы за необходимый ему товар, и ценой, которую он действительно платит за него.

Вопрос 11. Сущность теории поведения потребителя. Предпочтение потребительского выбора. Свобода потребительского выбора

Проблема потребительского выбора в рыночной экономике одна из центральных. Она непосредственно связана с изучением поведения потребителя и того влияния, которое потребительский выбор оказывает на принятие предпринимательский решений в условиях ограниченности ресурсов и необходимости их эффективного использования для удовлетворения растущих потребностей. В этом смысле теория потребительского выбора служит исходным пунктом микроэкономического анализа как основы принятия жизненно важных решений. К их числу можно отнести, например, принятие решений по вопросам: что из множества товаров и услуг можно производить и потреблять, как, сколько и для кого производить и т.д.

С экономической точки зрения поведение потребителя является рациональным, если выбранный им вариант позволяет ему получить максимум удовлетворения от приобретенного набора товаров и услуг. На основе гипотезы о рациональности поведения потребителя построена теория потребительского выбора.



Если задаться вопросом, почему в ходе микроэкономического анализа отдается предпочтение потребительскому выбору, а производитель оказывается в зависимом положении, то ответ внешне может быть следующим. На рынке, когда товар продается по цене, превышающей издержки производства, потребитель, оценив работу производителя, сделал выбор и уплатил за товар деньги, покрыв тем самым издержки и создав производителю данного товара условия для получения прибыли. Если бы никто из потребителей не купил предлагаемый товар, производитель понес бы убытки. Таким образом, благодаря выбору потребителя производитель получает информацию о том, какие товары и в каких количествах следует производить. Он может увидеть, насколько его деятельность признается успешной и как ему следует поступать в дальнейшем. Очевидно, суверенитет потребителя, как говорят экономисты, состоит в его способности влиять на производителя путем покупки его товаров или отказа от нее.

Необходимым условием суверенитета потребителя наряду с альтернативностью выбора из множества доступных ему благ является свобода потребительского выбора. В реальной жизни такая свобода существует не всегда. Ограничения свободы выбора и их мотивы могут быть различными. Это, например, законодательное запрещение производства и потребление каких-либо товаров (наркотиков, алкоголя, табака), введение карточной системы (нормирование потребительских товаров) в чрезвычайных обстоятельствах (войн, стихийных бедствий). Подобные ограничения оправданы и как вынужденная мера по защите потребителя, и как временное средство. Однако, если свобода выбора постоянно ограничивается путем принятия административных решений и без достаточных оснований, то это может привести к негативным последствиям для экономики и в первую очередь к нарушению связей между потребителем и производителем.

Микроэкономический анализ потребительского выбора обусловлен рядом предпосылок и прежде всего тем, что поведение потребителя на рынке заключается в покупке таких товаров, которые удовлетворяют его потребности. Экономическое значение потребностей так же актуально, как и в повседневной жизни. Потребности проявляются в ощущениях, желаниях или в дискомфорте, вынуждающих людей удовлетворять их или избавляться от них.

Любое принятие решения предполагает, с одной стороны, альтернативность выбора, с другой - тщательность анализа прежде всего микроэкономических аспектов реальной действительности. С экономической точки зрения сделать выбор - значит остановиться на наилучшем из имеющихся вариантов исходя их сравнительной оценки ожидаемых выгод и издержек. Проблема выгод и издержек (Benefit-cost) является едва ли не самой актуальной в хозяйственной практике как отдельных потребителей и производителей, так и экономики в целом. Меняющееся соотношение между предполагаемыми выгодами и издержками позволяет оценивать эффективность выбора и степень оптимальности принимаемых решений. Где нет выбора, экономическая теория не в состоянии объяснить поведение людей.







Сейчас читают про: