Модели бюджетного федерализма

Понятие бюджетного федерализма. Модели бюджетного федерализма. Бюджетная система. Социально-экономическая сущность бюджета. Принципы построения бюджетной системы. Доходы и расходы бюджета. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс и его основные этапы. Территориальные и местные финансы.

Тема 3. Государственные финансы

Контрольные вопросы.

1. В чем сущность функции денег как меры стоимости?

2. В чем заключается функция денег как средства обращения?

3. В чем заключается функция денег как средства образования сокровищ?

4. В чем заключается функция денег как средства платежа?

5. В чем сущность функции мировых денег?

6. Какова теория товарного происхождения денег?

7. В чем заключается сущностью денег?

8. Что характеризуют металлические деньги?

9. Какова сущностью бумажных денег?

10. В чем сущность кредитных денег?

11. Что представляет собой вексель?

12. Какова сущность банкноты?

13. Что представляет собой чек?

14. Какова сущность электронных денег?

15. Каким образом деньги выполняют свои функции?

16. Перечислите основные денежные агрегаты и их составляющие.

17. Сформулируйте закон денежного обращения.

18. Почему классическая количественная теория денег не могла объяснить появление деловых циклов?

19. В чем различие между основными теориями денежного обращения?

20. Как основные макроэкономические школы объясняют появление инфляции и в чем состоят их рекомендации по ее снижению?

С помощью инструментов фискальной (налогово-бюджетной) политики, государство может воздействовать на воспроизводственный процесс, решать многие сложные внутриполитические проблемы, обеспечивать выравнивание социально-экономических условий жизни населения. Основой для реализации такой политики является соответствующая модель бюджетного федерализма.

В Энциклопедическом словаре под бюджетным федерализмом понимается «форма автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных и закрепленных законодательных нормах, положениях».

Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные проблемы, требующие принятия компромиссных решений между представителями различных уровней власти в области финансов.

1. Определение состава расходных полномочий и распределение их между бюджетами разных уровней по предоставлению определенных услуг населению.

2. Определение источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий.

3. Организация взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, в организации трансфертов между бюджетами разного уровня.

Для федеративных государств выделяются три типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные.

Централизованнаямодель. В этом случае разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. Финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений. В такой модели самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы минимальна.

Децентрализованная модель. Строится на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. В такой модели полномочия в сфере расходов соответствуют полномочиям в сфере доходов. Но при этом проведение единой финансовой и экономической политики в рамках национальной экономики затруднительно.

Комбинированная модель предполагает использование механизмов бюджетного выравнивания. В этом случае возрастает роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

Вертикальное выравнивание - это процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов.

Горизонтальное выравнивание - пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для устранения или снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого дохода для устранения региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.

В Российской Федерации правовой базой разграничения полномочий, в том числе расходных, в России является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В Конституции РФ определены предметы ведения федерального центра, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также предметы ведения субъектов РФ, которые обладают всей полнотой государственной власти вне предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. В Бюджетном Кодексе РФ определены уровни бюджетов (включая местные бюджеты), из которых осуществляются те или иные расходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: