Управление конфликтами. Способы разрешения конфликтов

Конфликтные типы личности.

Конфликты в межличностных отношениях.

Конфликт (от лат. conflictus) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Структурные элементы конфликта: предмет конфликта; инцидент: конфликтная ситуация, конфликтное поведение, разрешение конфликта.

Причины конфликтов:

объективные: столкновение значимых материальных, социальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;

субъективные: индивидуальные психологические особенности оппонентов,;

организационно-управленческие: структурно-организационные, функционально-организационные причины – отсутствие оптимальных связей между структурными подразделениями организации,; личностно-функциональные причины – неполное соответствие работника его профессиональным, этическим требованиям, ситуативно-управленческие причины – противоречия в процессе принятии и решения управленческих задач;

социально-психологические: определяются законами неадекватности отображения человека человеком, неадекватности самооценки;

личностные: отсутствие у человека конфликто устойчивости и стрессоустойчивости,.

Демонстративный тип - любит быть в центре внимания, имеет завышенный уровень притязаний и завышенную самооценку. Ригидный (косный) тип - не умеет перестраиваться в зависимости от изменяющейся ситуации. Прямолинеен. Педант - В конфликтах придает преувеличенное значение замечаниям окружающих, Бесконфликтный тип - сознательно уходит от проблемных ситуаций, перекладывая ответственность в принятии решения на других. Обвинитель - В конфликтной ситуации всегда желает выговориться, стремится быть услышанным. Жалобщик - всегда красочно и долго рассказывают о своих проблемах. Нерешительный тип - первый боится сделать ошибку или нажить себе врагов. Безответственный тип - В конфликтных ситуациях критикуют других, но не себя. «Всезнайка» - эрудит. Хороший профессионал. В конфликтах признает ошибки других, но не свои. Агрессивный тип - несдержан в оценках других. Эмоционален. В конфликтах часто абсолютно уверен в своей правоте.

Алгоритм управления конфликтами: изучение и анализ причин возникновения конфликта → ограничение числа его участников → анализ конфликтной ситуации → преодоление конфликта административными, организационно-структурными, социально-психологическими методами.

Административные методы: решение конфликта на основе приказа руководителя или решения суда, перевод на другую работу и т.д. Организационно-структурные методы: разработка системы поощрения и наказания на основе продуманных и согласованных с коллективом критериев эффективности, четкая формулировка требований, создание конфликтной комиссии и т.д. Социально-психологические методы: учет индивидуально-психологических особенностей членов коллектива, беседа, убеждение, переговоры, применение психологических тренингов и т.д.

34,Малая группа: условия и стадии ее развития, классификация, структура.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью деятельности и находятся в непосредственном контакте. Эффективной считается малая группа, в которой 7 ± 2 человек.

Стадии развития малой группы:

- первая стадия - появление системы межличностных отношений, начало формирования группового самосознания. вторая стадия – отношения между членами группы принимают устойчивый характер, идет процесс формирования групповых норм и традиций, проявляется слаженность в действиях.;- третья стадия – группа становится общностью, объединенным общими целями, направленными на конечный результат. На третьей стадии команда хорошо подобрана и функционирует.

Структура малой группы – это ее внутреннее строение: иерархическая структура определяется по количеству уровней в соподчинении ее членов; фронтальная структура определяется конфликтностью/ неконфликтностью членов группы; коммуникативная структура определяется совокупностью информационных потоков (по вертикали, по горизонтали и смешанных), концентрированностью у членов группы объема информации и особенностями неформальной коммуникации; социометрическая структура определяется системой предпочтений, эмоциональных симпатий и антипатий.

Классификация малых групп: с учетом динамики – слаборазвитая, высокоразвитая, коллектив. с учетом взаимоотношений внутри группы - формальная, неформальная. с учетом значимости – референтная, группа членства (человек является членом группы, но внутренне равнодушен). с учетом организации – организованная, неорганизованная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: