Одним из вариантов структурирования и описания личности как сложного феномена является процесс социализации. Л. С. Выготский говорил о том, что ребенок родившись, уже изначально является социальным существом. Его окружает мир взрослых, сложный соц. мир. Познавая мир, расширяя с каждым шагом его границы ребенок вырабатывает персональную ценностно-нормативную систему.
1) Процесс соц. развития предполагает постепенное ориентировку ребенка в системе существующих соц. ролей (м-ж, ребенок – родитель).
2) Соц. развитие связано с формированием определенных структур самосознания (процесс соц. самоопределения, соц. идентичности личности и т.д).
Т. об. Процесс соц. развития мыслится как процесс вовлечения личности в систему соц. связей и взаимодействий определяется как социализация.
Социализация – есть процесс и результат приобщения человека к ценностям, нормам, соц. ролям определенного общества.
Мы знаем, что данное понятие имеет огромное число толкований и нет полного единства в его понимании.
|
|
Социализацию рассматривают как двусторонний процесс (усвоением индивидом соц. опыта с одной стороны, а с другой включение его в процесс воспроизводства этой соц. системы в деятельности и общении.
Понятие социализации активно исследуется в гуманитарных науках.
Белинская и Тихомандрицкая выделили следующие основные черты социализации:
- акцент на трансляции ценностей и моделей поведения;
- соц-ция как процесс собственного усвоения модусов социального опыта (внимание на механизмы усвоения, как транслируется соц. опыт);
- внимание к результатам социализ. Социализ. Как адаптация;
Американские исследователи Кеннеди и Кербером ввели дополнительное определение «ресоциализации» - для обозначения вторичного процесса вхождения индивида в соц. среду, в результате каких либо дефектов социализацииии (освобождения из мест заключения, эмигранты, длительные тяжелые болезни и проч.) сегодня под ресоциализацией понимают процесс осознанного изменения поведения человеком в ситуации очевидного соц. неуспеха
Лекция: Система отношений «Я – Другой» и базовые категории социальной психологии («Я», «ТЫ», «МЫ», «ОНИ»)
Литература:
1.Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история М. 1986.
2. Лакан Ж. Собственное Я и Другой // Лакан Ж. Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54).М., 1998.
3. Мерло-Понти. Морис Видимое и невидимое. 1948. глава Кино и новая психология.
Проблема осмысления «Другого» является очень актуальной в рамках социальной психологии З. Фрейд в своих работах писал: «В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией …».
|
|
Концепт «другой» в последние годы стал основополагающим для понимания таких сложных психологических структур как самосознание, социально-психологического единства, построения социальной реальности, да и современное представление об идентичности невозможно без рассмотрения проблемы «другого».
Отечественная и европейская психология шли к данной категории каждый своими путями. Наша задача постараться обрисовать черты взглядов и смыслов предложенных с обеих сторон.
Пожалуй, наибольшую актуальность категория «Другой» приобрела в рамках гуманистических теорий личности (К. Роджерс, А. Маслоу), а также новых подходах. В частности, в рамках гештальт подхода вызрела «новая психология» Мерло-Понти.
Если возвращаться к истокам то нам необходимо вернуться к трудам З. Фрейда, который провозгласил фрагмертарность субъекта (я, оно, сверх-я); в качестве «другого» в данном случае будет выступать «сверх-я». Наиболее полный анализ и интерпритацию фрейдовской концепции можно найти у Лакана. Его тезисы сводятся к тому что нельзя рассматривать Я человека как стабильный элемент, эго человека вообще не имеет фиксированного раз и навсегда закрепленного ряда характеристик. Человек никогда не тождественен какому-либо своему атрибуту, его я находится в постоянном поиске своей идентичности, самого себя и таким образом может быть представлено только через д ругого (в дуальном аспекте, через свои отношения к людям. Таким образом все больше сегодня говорят не просто о личности, а о социальной личности или персональной личности.
Однако никто не может полностью познать не себя ни другого, так как, не способен войти в сознание другого человека. «Это происходит потому, что в основе человеческой психики лежит бессознательное. Бессознательное – это дискурс другого, это то место, исходя из которого ему, т.е. субъекту и может быть задан вопрос о его существовании». Человек бессознательно в большей степени усваивает нормы культуры и права (законы принимаемые обществом и законы нарушаемые также и человек, редко может отойти от этого);
Восприятие «Другого», его осознание позволяет увидеть, осмыслить границы своего «Я». Осознание себя происходит в рамках идентификации с такими как «Я», т.е. в результате причисления себя или соотнесения с какой либо группой, этот процесс Эриксон определил – групповая идентичность. Прежде чем человек осознает себя как отдельного индивида, он осознает себя как представителя какой-либо группы.
Отечественные исследователи пришли к проблеме другого в рамках этнологии и этнографии, сравнительной лингвистики и литературоведения. Этот факт подтверждается различными науками (например: сравнительное языкознание). Как отмечает Поршнев, грамматика всех языков мира свидетельствует о том, что слова спрягаются и склоняются в большинстве древних языках не по двум, а трем лицам (идем, идете, идут). Все существующие люди и отношения делятся на эти три категории. У многих первобытных народов, имеющих язык можно отметить, наличие множественного числа и отсутствие единственного. Что подтверждает первенство групповых форм самосознания над личностными, индивидуальными.