Тема 7. Психология масс

Личности, склонной к деструктивному поведению).

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере (основные черты

План

1. Конфликтогенная личность (основные характеристики).

2. Влияние конфликтов на формирование эмоциональной сферы личности.

Литература:

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М. 1990.

2. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие /под. ред. проф. В. А. Лабунской. с. 288 – 307.

Основные черты личности склонной к деструктивному, конфронтационному поведению.

В психологии существует специальное понятие «конфликтогенная лич­ность», т. е. такая, которая в любых обстоятельствах создает вокруг себя проблемные, конфликтные ситуации и взаимоотношения. Как правило, кон­фликтность – это неосознаваемая или частично осознаваемая установка лич­ности. Направленность «конфликтогенной личности » в основном вклю­чает эгоистические мотивы. Убеждения такого человека основываются на уверенности, что все люди злы и являются врагами, которых нужно побеж­дать. Ценности по содержанию могут быть разнообразны, но их отличает высокая степень жесткости, ригидности, консерватизма. Они приобретают характер непреложных истин, любая критика которых приводит к вспышкам конфликтных ситуаций. Личностные качества людей конфликтного типа – излишняя критичность, оценочность, принципиальность, прямолинейность, правдивость, эгоцентризм, высокомерие, неадекватность самооценки, самолюбие, упрямство, невоспитанность, несдержанность, агрессивность, авторитарность.

В структуре отношений преобладает непринятие себя, негативные самоотношения. Межличностные отношения характеризуются непринятием других людей такими, какие они есть; стремление изменить окружающих; недоверием, отрицанием, неуверенностью, закрытостью.

Часто конфликтная личность порождает нереалистические или субъектные нецеленаправленные конфликты. В таких конфликтах отсутствует цель достижения какого-либо результата деятельности. Для личности важно выражение аффективного состояния, негативных эмоций.

Лекция «Общие представления о массовидных социальных явлениях».

План

1. История и методологические предпосылки изучения психологии масс.

2. Психологическая структура, общие признаки.

3. Социальные классы, слои, этнические, гендерные группы.

Литература

1. С. Московичи Социальная психология. СПб. 2007.

2. Социальная психология. Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М. 1997.

3. Тард Г. Психология толпы. СПб. 1914.

4. З. Фрейд Массовая психология и анализ человеческого «Я» //Избранное. М, 1990. Кн. 1,

История изучение психологии больших социальных групп имеет весьма сложную и причудливую конфигурацию. Социальная психология как наука берет свое начало от теорий М. Лацаруса, В. Вундта, поставивших задачу изучать «психологию народов»; кроме этого идеи Г. Тарда и Г. Лебона и С. Сигле легли в основу концепции «психологии масс». В первой половине ХХ века большинство исследователей обратилось к проблеме малых групп. Тоже самое можно сказать и об американской социальной психологии. Изучать малые группы значительно легче, чем большие, возможности эксперимента более реальны, кроме этого большие социальные группы отличаются стихийностью, кратковременностью существования. Отсюда возникает убеждение, что большие социальные группы невозможно исследовать в рамках научной традиции.

Особую роль в развитии изучения массовидных явлений сыграла социальная ситуация развития общества в ХХ веке. Конец 60-х гг. бурные массовые выступления и движения. Студенческие выступления во Франции, движение хиппи, массовые выступления против войны во Вьетнаме, движение зеленых и т. д.

Традиционно принято считать, что научную базу для исследования боль-

ших социальных явлений заложила в большей степени социологическая наука. В работах классиков социологов М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Э. Гидденса.

Второе рождение изучения и интереса к проблемам больших социальных групп произошло в 70-80-е гг. в Европе. Исследовательским центром становиться Франция и социологическая школа С. Московичи. «Социальная психология становиться способом изучения социальных процессов, протекающих в обществе в целом в достаточно широких масштабах».

В отечественной социальной психологии изучение массовидных явлений занимает особое место отмечает Г. М. Андреева. В советской традиции с 1960-х гг. Данная проблематика рассматривается как одна из важнейших в рамках соц. психологии. «Содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне», – отмечает Дилигенский.

Какие группы мы называем большими социальными группами? В данном случае количественная характеристика не будет отражать характер и специфику большой социальной группы. В качестве основного критерия для выделения больших социальных групп будет выступать характер образования – стихийно, случайно возникающие и сложившиеся в системе социальных отношений и исторического развития общества, долговременные и устойчивые. К первому типу относят толпу, публику, аудиторию. Ко второму типу относят – социальные классы, слои, этнические группы (нации), профессиональные группы, половозрастные группы. Данная классификация является условной, поэтому все характеристики групп достаточно условны, они носят специфическое содержание.

Мы говорили о том, что ХХ век рассматривается как эпоха массовой культуры, этому способствовали как социально-экономические, политические и культурные процессы. Улучшение уровня жизни, медицинского обслуживания, технический прогресс – все это способствовало большому приросту населения, и позволяет нам констатировать наступление «эры масс» (Лебон). Мы являемся свидетелями массовой концентрации людей на улицах; социальных движений и акций массового протеста, форм коллективного насилия, массовых разрушений (1 и 2 мировая войны), массовая безработица и бедность стран третьего мира. Кроме этого среди положительных тенденций – массовое потребление и массовое производство, а также массовый туризм.

Психологическая структура и общие признаки больших

социальных групп.

Общие признаки, выделяемые отечественными и зарубежными исследова-

телями достаточно сильно разнятся. Это связано со спецификой научной традиции в отечественной науке выделяют следующие общие признаки, объединяющие большие группы.

Принято считать, что в больших группах существуют регуляторы социального поведения – традиции, нравы и обычаи. Их функционирование и существование связано с наличием специфической общественной практики, относительной устойчивости и их исторической закрепленности за данной группой. Еще одной важной характеристикой является образ жизни данной группы. Для больших социальных групп, как отмечает Андреева, особое значение имеет социальная детерминация – происходящая в группах более очевидное значение ценностей и стереотипов.

В отечественной социальной психологии большинство исследователей сходятся на мысли, что структура большой группы включает два основных элемента: 1) психический склад (это социальный и национальный характер, нравы, обычаи, традиции – все более менее устойчивые образования); 2) эмоциональная сфера (более подвижное динамическое образование - потребности, интересы, настроения). Третий элемент важный для понимания структуры группы это – взаимосвязь отдельной личности, ее сознания и группы. Прежде всего, особое внимание уделяется анализу «типичного», характерному для всех индивидов данной группы, отсюда попытки сконструировать социальный тип личности как особый, свойственный некоторой группе.

Для западных исследователей первостепенное значение имеют стихийные группы и массовые движения большинство теорий направленно на их изучение. Однако нужно также отметить, что такие движения как феминизм, разработка гендерных вопросов и этнопсихологических наиболее полно изучались в рамках зарубежной традиции и в отечественной науке еще не имеют достаточной базы.

С. Московичи в своих работах говорит о продолжении традиционных взглядов высказанных Г. Лебоном. Основной вопрос это – «Что происходит с индивидами в толпе, как меняется их поведение, как они себя воспринимают в этих условиях». В связи с тем что, мы живем в эпоху толп главный источник информации для исследователя это – повседневность или повседневный опыт, каковы наши представления о толпе и насколько они идентичны реальности. Московичи говорит о том, что все большие социальные группы можно рассматривать как общности, существуют общие черты, объединяющие массы и толпу. Московичи выделяет несколько аспектов-характеристик по которым характеризуются большие сообщества. Несоциальные аспекты: а) численность (как не основной но важный показатель больших групп); б) пространственная плотность (насколько велико расстояние между собравшимися, какова пространственная близость (фанаты за экранами телевизоров) или люди в метро; в) временные параметры – длительность (характер организованности (митинги, аудитории или партии, ассоциации); г) частота – коллективное самоубийство в Японии самураев после поражения во 2 мировой войне или люди на автобусных остановках в час пик; д) скорость создания толпы – замечено, что в периоды социальной нестабильности скорость формирования массовых скоплений людей, массовых увлечений фантастическими явлениями значительно увеличивается. Длительно существующие политические, религиозные развиваются гораздо более постепенно; в качестве дополнительных условий формирования Московичи приводит экологические (архитектурно-технические конструкции не предназначенные для масс и наоборот спортивные площадки и стадионы, плотно населенные кварталы) и естественные пляжи и зоны отдыха, горные курорты. Социальные аспекты: а ) массы различаются по своей социальной значимости (марш в защиту мира, движение антиглобалистов, движения политического и религиозного характера (свидетели Иеговы), социальная значимость публики (фестиваль рок-музыки под открытым небом); б) институциональный параметр (влияние общественных институтов и их роль в организации массовых мероприятий (церковь, промышленность, армия, политические партии, профсоюзы; в) исторический характер толпы в некотрых случаях у людей есть осознание общего прошлого или будущего, гордость своей историей и традициями. Традиционные праздники 1Мая; Милгрэм назвал людей составляющих основу таких толп «знакомые незнакомцы»; г) параметр структуры или организации (уровень организации открытие Олимпийских игр, фестиваль социалистической молодежи или толпа охваченная паникой, поражает своей неорганизованностью и отсутствием структуры, хотя последние исследования коллективного поведения показали, что даже аморфная толпа, позволяет выделить элементы «рудиментальной структуры». В качестве психологических параметров можно назвать следующие: а) когнитивное состояние и уровень познавательных способностей; б) эмоциональное состояние (наличие или отсутствие аффекта); в) мотивация индивидов.

Общности, социальные классы, слои, этнические,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: