Факторы увеличения выпуска и реализации продукции

Структурно-логическая факторная модель выпуска и реализации продукции

ТЕМА 2. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Анализ ритмичности работы организации

Анализ конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность продукции – характеристика продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение


Методика оценки конкурентоспособности:

1. Рассчитывается единичный показатель ( gi): отражает процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра i) к величине того же параметра продукта-конкурента обр.), принимаемого за 100%:

gi = Pi / Pобр. × 100%

2. Рассчитывается групповой показатель ( G): объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

G = S ai × gi

3. Рассчитывается интегральный показатель ( I): представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GТ) к групповому показателю по экономическим параметрам (GЭ):

I = GT / GЭ

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренным планом.

Показатели выполнения плана по ритмичности:

- Прямые показатели

► коэффициент ритмичности

КРИТМ = SВПi 1(но не более плана)/ВПо

► коэффициент аритмичности;

► удельный вес производства продукции за каждую i-й период (сутки, декаду, месяц, квартал к годовому объёму производства).

- Косвенные показатели ритмичности

► наличие доплат за сверхурочные работы;

► оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта;

► уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и пр.


1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР · ГВп, РП = ЧР · ДРП/ВП · ГВп

ЧР - среднесписочная численность работников (персонала);

ГВп - среднегодовая выработка продукции на одного работника;

ДРП/ВП — доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции.


2. Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ · ФО, РП = ОПФ · ДРП/ВП · ФО

ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия;

ФО — фондоотдача основных производственных фондов.

3. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ · МО, РП = МЗ · ДРП/ВП · МО

МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции;

МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).


Определение резервов увеличения выпуска и реализации продукции:

► за счет улучшения использования трудовых ресурсов:

Р­ВПКРМ= Р­КРМ·ГВ1; Р­ВПФРВ= Р­ФРВ·ЧВ1 ; Р­ВПЧВ= Р­ЧВ·ФРВв

► за счет улучшения использования основных средств:

Р­ВПКМ= Р­КМ·ГВ1; Р­ВПт= Р­Т·ЧВ1 ; Р­ВПЧВ= Р­ЧВ·Тв

► за счет улучшения использования сырья и материалов:

Р­ВПДМ= Σ(Р­ДМj/НРji ·Цi1); Р­ВПОТХ= Σ (Р ¯Отх j/НРji ·Цi1);

Р ­ ВПНР= Σ (Р ¯НРji ·VВПi0)/ НРji · Цi1

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: