Структурно-логическая факторная модель выпуска и реализации продукции
ТЕМА 2. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Анализ ритмичности работы организации
Анализ конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность продукции – характеристика продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение
Методика оценки конкурентоспособности:
1. Рассчитывается единичный показатель ( gi): отражает процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Рi) к величине того же параметра продукта-конкурента (Робр.), принимаемого за 100%:
gi = Pi / Pобр. × 100%
2. Рассчитывается групповой показатель ( G): объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:
G = S ai × gi
3. Рассчитывается интегральный показатель ( I): представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GТ) к групповому показателю по экономическим параметрам (GЭ):
I = GT / GЭ
Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренным планом.
Показатели выполнения плана по ритмичности:
- Прямые показатели
► коэффициент ритмичности
КРИТМ = SВПi 1(но не более плана)/ВПо
► коэффициент аритмичности;
► удельный вес производства продукции за каждую i-й период (сутки, декаду, месяц, квартал к годовому объёму производства).
- Косвенные показатели ритмичности –
► наличие доплат за сверхурочные работы;
► оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта;
► уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и пр.
1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
ВП = ЧР · ГВп, РП = ЧР · ДРП/ВП · ГВп
ЧР - среднесписочная численность работников (персонала);
ГВп - среднегодовая выработка продукции на одного работника;
ДРП/ВП — доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции.
2. Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ · ФО, РП = ОПФ · ДРП/ВП · ФО
ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия;
ФО — фондоотдача основных производственных фондов.
3. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ · МО, РП = МЗ · ДРП/ВП · МО
МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов для производства продукции;
МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).
Определение резервов увеличения выпуска и реализации продукции:
► за счет улучшения использования трудовых ресурсов:
РВПКРМ= РКРМ·ГВ1; РВПФРВ= РФРВ·ЧВ1 ; РВПЧВ= РЧВ·ФРВв
► за счет улучшения использования основных средств:
РВПКМ= РКМ·ГВ1; РВПт= РТ·ЧВ1 ; РВПЧВ= РЧВ·Тв
► за счет улучшения использования сырья и материалов:
РВПДМ= Σ(РДМj/НРji ·Цi1); РВПОТХ= Σ (Р ¯Отх j/НРji ·Цi1);
Р ВПНР= Σ (Р ¯НРji ·VВПi0)/ НРji · Цi1
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов