В 70-е, 80-е годы XX века появился новый тип обучения — модульное обучение.
Модуль (от лат. Module — функциональный узел). «Учебный модуль — это относительно самостоятельный блок учебной информации, включающий в себя цели, учебную задачу, содержание учебного материала, методические рекомендации, ориентировочную основу действий и средства контроля (самоконтроля) успешности выполнения учебной деятельности».
В основу модульного обучения была положена теория П.Я. Гальперина. Теория поэтапного формирования умственных действий.
П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина раскрыли последовательность умственных действий, ведущих к формированию мысли и образа:
1) предварительное ознакомление с действием (ориентировочная основа);
2) формирование действия в материальном (или материализованном) виде с развертыванием всех входящих в него операций (исполнительская деятельность);
3) формирование действия во внешней речи;
4) формирование умственного действия во внутренней речи (контрольная деятельность).
|
|
Структура учебного модуля:
Технологическая карта конструирования темы или раздела.
· № урока – модуля в разделе …
· № урока модуля в теме …
· Тема урока…
· Триединая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая)…
· Дифференцированная цель урока для ученика…
· Что должен знать ученик в конце темы …
· Что должен уметь ученик в конце темы …
· Формируемая область понимания …
· Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …
· Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
Во вкладыше (отдельном листе — рекомендации педагогу. Проводится контроль, текущий, промежуточный и обобщающий. Обобщающий контроль, который осуществляется в виде самоконтроля, показывает уровень усвоения модуля. В случае недостаточного усвоения учащимся предлагается повторить учебный материал.
Фамилия, имя ученика
Учебный элемент (этапы работы) | Количество баллов по номерам заданий. | Итого (кол-во баллов) | ||
№1 | № 2 | № 3 | ||
УЭ - 1. Проверка изученного материала. УЭ – 2. изучение нового материала УЭ – 3. обобщение изученного материала. УЭ – 4. Закрепление. Контроль. Итого: Оценка: |
Таким образом, «сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей».
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях. В условиях модульного обучения, процесс обучения снимает личностную зависимость ученика от педагога.
* Zwicky F. Discovery, Invention, Research through the Morphological Approach. New York: McMillan, 1969.