Элементы договора перевозки

Стороны – перевозчик и грузоотправитель. Перевозчик – коммерческая организация или ИП. Нужна лицензия в большинстве случаев. А если перевозка в прямом и смешанном сообщении? При перевозке в прямом и смешанном сообщении у нас один перевозочный документ, а организаций несколько. Договор заключается с первым перевозчиком, а ответственность за несохранность груза несет последний перевозчик.

Была попытка рассматривать всех соперевозчиков как некую множественность. Но это ничего не объясняет, ибо надо понять, почему договор с одной организацией является обязательным для всех.


Есть теория представительства. Ее суть: первый перевозчик – представитель всех перевозчиков. Такая позиция не совсем удачна потому, что мы тут будем использовать фикцию представительства, ибо никакого представительства реального между ними нет. А почему, если тут представительство, то ответственность несет последний перевозчик? Неудачно, в общем.

Есть другая точка зрения о том, что первый соперевозчик – это представитель грузоотправителя перед всем иными перевозчиками. Тут те же недостатки.


Был предложен вариант: никакой множественности лиц нет при перевозке в прямом и смешанном отношении. Единственный участник – это первый перевозчик. Второй и следующие перевозчики – это третьи лица, привлеченные к исполнению. Эта позиция уже удачнее, ибо тут нет фикции. Но и тут есть недостатки: как объяснить ответственность последнего перевозчика, если это не сторона по договору?

На этом и тупик. Витрянский за последний подход ратует. Он говорит, что ответственность последнего перевозчика в силу закона.

Срок исковой давности по перевозке – 1 год (сокращенный срок).

Грузоотправитель – любой субъект права.

Правовое положение грузополучателя.

Легальное определение ст.785 указывает на возможность существования грузополучателя, когда грузоотправитель и грузополучатель – разные субъекты.

Кто такой грузополучатель?

Первая точка зрения – грузополучатель и грузоотправитель – одна и та же сторона. Это не так. У них разные правовые возможности.

Вторая точка зрения – и грузоотправитель, и грузополучатель – самостоятельные стороны договора. А отсюда вывод: договор перевозки - многосторонний договор. Но, у нас все многосторонние договоры – это договоры общецелевые. Но тут общей единой цели нет, у каждого субъекта – свой собственный интерес.

Третья точка зрения (популярная) – грузополучатель – это третье лицо. Один из вариантов этой концепции: грузополучатель – это третье лицо, уполномоченное на принятие исполнение (ст.312 ГК РФ). Однако такая концепция также сомнительна. Почему? У третьего лица, управомоченного на принятие исполнение, есть лишь фактическая возможность принять исполнение, а прав у него никаких нет. А наше законодательство говорит, что грузополучатель может предъявлять требования к перевозчику.

Самая популярная точка зрения – грузополучатель – это выгодоприобретатель (ст.430 ГК РФ – договор в пользу третьего лица). Эта концепция удачно объяснять, почему у грузополучателя есть возможность предъявления требования к перевозчику. НО грузополучатель несет не только права, но и обязанности. Воспользовавшись этой точкой зрения, доктрина теперь пытается объяснить, а почему же у грузополучателя возникают обязанности, хотя такой подход противоречит ст.430 (выгодоприобретатель является носителем только прав).

У грузополучателя две обязанности: обязанность оплатить и обязанность принять исполнение.

Витрянский не парится: грузополучатель – это выгодоприобретатель. А откуда обязанности? Из закона, хуле париться.

Павлов говорит, что обязанность оплатить перевозку вытекает из договора к-п между грузополучателем и грузоотправителем. Но ведь обязанность оплатить в отношении перевозчика? Ну, тут объяснение есть: просто к-п в пользу третьего лица (перевозчика). Есть нюанс у этой концепции: отношений между грузополучателем и грузоотправителем может и не быть.

К тому же, эта концепция объясняет только обязанность оплатить, а вот обязанность принять груз объяснить мы не можем. Откуда обязанность принять? Витрянский говорит, что обязанность принять зафиксирована в уставах и кодексах, а в ст.430 такой обязанности нет. Значит, уставы и кодексы противоречат ГК, а значит, такой обязанности вовсе нет. В общем, проклятый вопрос.

Предмет – оказание услуги по пространственному перемещению груза.

Цена – провозная плата. Ст.790 ГК РФ говорит о том, что цена, по общему правилу, определяется соглашением сторон. Цена – не существенное условие договора перевозки груза. А бывают заранее установленные тарифы, и свободы усмотрения нет. Но и в этом случае, цена – не существенное условие.

Срок – определяется в порядке, установленным транспортным законодательством. А при отсутствии там сроков, в разумный срок.

Форма – перевозка – это формальный договор. Формой выступает накладная. У накладной – несколько функций: форма договора, доказательство заключения договора в виду реального характера (в ряде уставов и кодексов, помимо накладной для доказательства о заключении договора нужна еще и квитанция о сдаче груза), грузосопроводительный документ (один экземпляр накладной следует вместе с грузом), легитимация на предъявление претензий и исков к перевозчику.

Накладная – не ценная бумага.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: