РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Задача 2
Задача №1
Задачи
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается под естественной и искусственной механической характеристиками двигателя?
2. В каких режимах может работать ДПТ НВ?
3. Перечислите и охарактеризуйте основные способы регулирования скорости ДПТ НВ. Дайте их сравнительную оценку.
4. В чём заключается особенности работы системы «тиристорный преобразователь – двигатель»?
5. Укажите особенности режима прерывистых токов.
6. Как влияет работа вентильного электродвигателя постоянного тока на сети электроснабжения? Назовите способы уменьшения этого влияния.
7. Какие виды обратных связей применяются для получения жёстких и крутоспадающих механических характеристик?
8. Какие существуют способы пуска и торможения ДПТ НВ? Как их можно осуществить?
9. В каких режимах может работать ДПТ НВ?
10. Особенности работы системы «генератор – двигатель постоянного тока». В чём сущность двухзонного регулирования скорости в этой системе?
11. Почему ДПТ ПВ не может работать в генераторном режиме с отдачей энергии в сеть?
12. Какими способами можно осуществить торможение ДПТ ПВ?
13. Перечислите основные этапы построения пусковой диаграммы ДПТ ПВ. Для чего нужна пусковая диаграмма?
14. Назовите области применения электроприводов ДПТ ПВ и ДПТ СВ.
Двигатель постоянного тока типа П-101 с номинальными данными:
Pном =42 кВт,U ном =110 В, I ном = 446 А, n ном = 750 об/мин,
R* = 0, 0125 Ом, r* =9, 45 Ом приводит в движение лебёдку подъёмного крана.
1. Определить режим работы двигателя при спуске груза, а также силу тока в якоре и величину момента на валу при частоте вращения двигателя 800 об/мин.
2. Определить режим работы двигателя и его скорость при подъёме груза, если в цепь якоря включено добавочное сопротивление Rдоб= 0,325 Ом и момент сопротивления Мс = 65 кГ . м
Построить для этих случаев механические характеристики двигателя.
П р и м е ч а н и е. Потери вращения принять постоянными.
Р е ш е н и е. Номинальный ток возбуждения
Величина произведения
Скорость идеального холостого хода
Величина тока
I =
Значение
Электромагнитный момент
Потери вращения
Момент потерь вращения
.
Момент на валу
Рис.2.17
Номинальный момент
.
Скорость двигателя при подъёме груза
Как видно из расчёта и характеристик рис. 2.17, при спуске груза двигатель работает в режиме генераторного торможения, а при подъёме оказывается в тормозном режиме противовключения, т. е. груз начинает опускаться.
* Здесь и далее все сопротивления обмоток электрических машин считаются приведёнными к нагретому состоянию.
Двигатель типа П-31 с номинальными данными:
Pном =3,2 кВт, Uном =110 В, Iном = 48,5 А, nном = 3000 об/мин, RД = 0, 158 Ом, работает в системе генератор – двигатель. Регулирование скорости осуществляют изменением напряжения генератора при постоянном потоке возбуждения двигателя.
Для двигателя выбрать генератор, рассчитать и построить внешние характеристики, проходящие через точки координат, определяемые номинальным током и частотой вращения двигателя 3000, 2500, 2000, 1500, 1000, 500 об/мин, а также найти диапазон регулирования скорости, если пусковой ток на нижнем пределе регулирования равен 1,5 Iном
Р е ш е н и е. Мощность, потребляемая двигателем
.
Выбираем по каталогу генератор с номинальными данными:
P ном =6,5 кВт, U ном =115 В, I ном = 56,4 А
n ном = 1450 об/мин, RГ = 0, 118 Ом.
Пренебрегая током возбуждения, определяют
.
Сопротивление якорей машин
R = RД + RГ = 0, 158 + 0,118 = 0, 276 Ом.
ЭДС генератора, соответствующая наибольшей скорости и номинальному току двигателя,
Еr1 = cn ном + I ном R = 0,0341.3000 + 48,5.0,276 = 115,4 В.
Наибольшая скорость идеального холостого хода двигателя
.
Таким же образом определяют значения n 0 для других характеристик двигателя: n 02 =2900 об/мин, n 03 =2400 об/мин,n 04 =1900 об/мин,
n 05 = 1400 об/мин, n 06= 900 об/мин.
Вычисляют скорость идеального холостого хода и скорость, соответствующую номинальному току, при наименьшей скорости
.
.
.
Диапазон регулирования
.
Внешние характеристики приведены на рис. 2.18.
Рис.2.18.
Тесты для самоконтроля
1. Величина магнитного потока в двигателе постоянного тока независимого возбуждения зависит от:
А Тока якоря Iя.
B. Скорости вращения якоря.
C. Тока возбуждения.
D. Момента двигателя М.
2. Для изменения величины магнитного потока двигателя постоянного тока параллельного возбуждения необходимо изменить:
А. Тока якоря Iя.
B. ЭДС двигателя Е.
C. Ток возбуждения.
D. Момент двигателя М.
3. Для получения вращающего момента двигателя постоянного тока независимого возбуждения необходимо:
A. Включить ток в обмотку возбуждения и вращать якорь.
B. Включить ток в обмотку возбуждения и в обмотку якоря.
C. Включить ток в цепь якоря и вращать якорь.
D. Подать повышенное напряжение.
4. Двигатель постоянного тока независимого возбуждения не может создать вращающий момент при отсутствии:
А.Скорости вращения якоря.
В. Добавочного сопротивления Rдоб.
С. ЭДС двигателя Е.
D. Магнитного потока и тока якоря.
5. Обрыв цепи возбуждения работающего двигателя постоянного тока параллельного возбуждения вызовет:
A. Уменьшение тока якоря;
B. Увеличение подводимого к якорю напряжения;
C. Увеличение магнитного потока;
D. Увеличение тока якоря.