Требования к оформлению управленческих решений. Управленческие решения могут быть оформлены письменно в форме документов, на электронных носителях, либо переданы вер­бальным путем (например

Управленческие решения могут быть оформлены письменно в форме документов, на электронных носителях, либо переданы вер­бальным путем (например, устные распоряжения).

Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:

а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения - международное сообщество, страна, регион (об­ласть), город, село, предприятие;

б) правовой статус документа - обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, програм­мы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (ин­струкции, методики, рекомендации и т.п.);

в) содержание документа:

- технические (инвестиционные про­екты, конструкторско-технологическая документация, методи­ки и т.п.);

- экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т.п.);

- организационные (организационные проекты, устав, орга­низационные структуры, протокол, инструкции и т.п.).

Обязательные атрибуты документов предприятия - цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информа­ции, нормы и правила их использования, возможный круг испол­нителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, сро­кам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Во всех документах должен быть раздел "Основные положе­ния", и в большинстве - "Информационное обеспечение".

При­мерное содержание раздела "Основные положения":

· основание для разработки;

· актуальность (с точки зрения положения дел в мире, стране, в организации в данной области); S назначение документа;

· основные термины и определения;

· область применения документа (кому предназначен);

· органы, контролирующие применение документа;

· ответственность за несоблюдение требований документа.

Примерное содержание раздела "Информационное обеспечение":

· классификация информации, используемой при применении документа;

· требования к информации;

· источники получения информации;

· технология и технические средства получения (сбора), обра­ботки, передачи, накопления и использования информации.

Документы предлагается оценивать по следующим критериям (требованиям)качества:

1) комплексность документа, т.е. рассмотрение в нем техни­ческих, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправ­ленность документа;

2) степень соответствия документа (объекта) международ­ным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменя­емости, патентной чистоте, правовой защите и др. вопросам;

3) степень использования мировых достижений и гармониза­ции, интегрированности документа с мировыми системами;

4) количество примененных при разработке документа науч­ных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.);

5) количество примененных при разработке документа совре­менных методов (функционально-стоимостный анализ, моделиро­вание, прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы рекомендуется применять при разработке объекта, то это тре­бование должно быть зафиксировано четко в документе;

6) экономическая обоснованность управленческих решений;

7) повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения;

8) степень апробированности документа в научных кругах, фе­деральных и региональных органах управления, на практике;

9) имидж организаций - разработчиков документа и квалифи­кация его разработчиков;

10) органы, согласовавшие и утвердившие документ;

11) степень соблюдения стандартов на оформление докумен­та, однозначность понятий, четкость, доступность изложения, наглядность.

Документы, отвечающие перечисленным критериям (требова­ниям) качества, будут конкурентоспособными как на внутреннем, так и внешнем рынках. Качество документа является основным услови­ем обеспечения конкурентоспособности товаров, предприятия (организации), страны.

Одним из условий качественного оформления управленческо­го решения в соответствующем документе является обеспечение высокого качества межотраслевой документации, оформленной в виде государственных стандартов

3. 4. Система учета, контроля и мотивации реализации управлен­ческих решений

Ведение регулярного, полного и качественного учета функцио­нирования системы менеджмента является одним из основных ус­ловий повышения ее эффективности. Учет должен быть организо­ван по выполнению всех планов, программ, заданий по таким па­раметрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, их стадиям жизненного цикла и подразделениям. По сложной технике еще необходимо организо­вать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.

Требования к учету:

· обеспечение полноты, т.е. ведение учета по всем подсисте­мам системы менеджмента, показателям качества, количества и ресурсоемкости товаров, подразделениям организации, товарным рын­кам и т.д.;

· обеспечение динамичности, т.е. учет показателей в динами­ке и использование результатов учета для анализа;

· обеспечение системности, т.е. учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды (макросреда страны, инфра­структура региона, микросреда организации);

· автоматизация учета на основе компьютерной техники;

· обеспечение преемственности, применяемости и перспек­тивности учета;

· использование результатов учета в стимулировании каче­ственного труда.

Если учет ведется, в основном, по количественным показателям и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Контроль, во-первых, может осуществляться по количественным показателям и качественным требованиям, доку­ментам и другим предметам труда, во-вторых, он может осуществ­ляться в различные периоды.

Контроль можно классифицировать по следующим признакам:

· стадия жизненного цикла объекта - контроль на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, производства, под­готовки объекта к функционированию, эксплуатации, техничес­кого обслуживания и ремонтов;

· объект контроля - предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, окружа­ющая природная среда, параметры инфраструктуры региона, до­кументы, информация;

· стадия производственного процесса — входной, операцион­ный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;

· исполнитель - самоконтроль, менеджер, контрольный мас­тер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, го­сударственный, международный контроль;

· возможность дальнейшего использования объекта контро­ля - разрушающий и неразрушающий контроль;

· принимаемое решение - активный (предупреждающий) и пас­сивный (по отклонениям) контроль;

· степень охвата объекта контролем - сплошной и выбороч­ный контроль;

· режим контроля - усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;

· степень механизации - ручной, механизированный, автома­тизированный, автоматический контроль;

· время контроля - предварительный, текущий, заключитель­ный контроль;

· способ получения и обработки информации - расчетно-аналитический, статистический, регистрационный;

· периодичность выполнения контрольных операций - непре­рывный и периодический контроль.

Нормативы контроля устанавливаются на стадии планирова­ния. Они должны быть обоснованными и выполнимыми, должны иметь некоторый резерв, "буферный" запас. При составлении плана контроля ранее установленные нормативы могут быть скорректи­рованы, т.к. на этой стадии управления имеется больше информа­ции, чем на стадии планирования.

Методы измерения фактических значений нормативов контро­ля должны быть максимально автоматизированными, обеспечива­ющими оперативность и однозначность прочтения результатов кон­троля. Если какой-либо норматив не выполняется, то необходимо тщательно проанализировать ситуацию и своевременно внести из­менения в нормативы с тем, чтобы потом не оказаться перед фак­том срыва целей организации.

Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель дол­жен координировать работу, заставлять лю­дей выполнять ее и стимулировать их.

Руководители воплощают свои управленческие решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятель­ности для достижения целей организации и личных целей.

Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который приме­няется и сейчас.

Содержательные теории мотивации в первую очередь стара­ются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

По теории Абрахама Маслоу (видного американского психолога), все потребности человека можно расположить в виде строгой иерархической структуры:

1) Физиологические потребности;

2) Потребности в безопасности и защищенности;

3) Социальные потребности;

4) Потребности в уважении;

5) Потребности в самовыражении.

По мнению Маслоу, потребности 1-2 являются первичными, требуют удовлетворения и, следо­вательно, влияют на поведение человека, а потребности 3-5 – вторичными.

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отды­хе, сексуальные потребности.

Потребности в безопасности и уверенности в будущем вклю­чают потребности в защите от физических и психологических опас­ностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

Социальные потребности - это понятие, включающее чув­ство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя при­нимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанно­сти и поддержки.

Потребности в уважении включают потребности в самоува­жении, личных достижениях, компетентности, уважении со сторо­ны окружающих, признании.

Потребности самовыражения - потребность в реализации сво­их потенциальных возможностей и росте как личности.

Методы удовлетворения потребностей высших уровней (вто­ричных потребностей):

Социальные потребности:

1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться.

2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.

3. Проводите с подчиненными периодические совещания.

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные груп­пы, если они не наносят организации реального ущерба.

5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Потребности в уважении:

1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достиг­нутыми результатами.

3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчинен­ными результаты.

4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и вы­работке решений.

5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и пол­номочия.

6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

Потребности в самовыражении:

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требу­ющую полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие спо­собности.

Стимулирование потребителей осуществляется с применени­ем следующих методов и приемов:

1) распространение образцов среди потребителей бесплатно или на пробу по принципу "в каждую дверь", по почте, раздача в магазине, приложение бесплатное к другому образцу, к рекламно­му приложению и др.;

2) купоны, дающие право потребителю на оговоренную эконо­мию при покупке конкретного товара. Их можно рассылать по почте, печатать в газетах, рекламных приложениях;

3) упаковки по льготной цене, когда по сниженной цене прода­ют один вариант расфасовки товара, например, две пачки по одной цене, зубная щетка и бесплатная паста;

4) премии - это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. Премия может находиться и внутри упаковки;

5) конкурсы с бесплатной выдачей приза;

6) зачетные талоны - это специфический вид премии, кото­рую получают потребители при совершении покупки и которые они могут обменять;

7) экспозиции и демонстрации товара в местах его продажи и другие методы стимулирования.

Стимулирование сферы торговли осуществляется с примене­нием следующих методов: зачеты за покупку, предоставление то­варов бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенк­латуру, проведение совместной рекламы, проведение торговых кон­курсов дилеров, выдачи премий и др.

Стимулирование торгового персонала осуществляется с при­менением следующих методов: премии, конкурсы, конференции продавцов, путевки и т.п.

Регулирование - функция менеджмента по изучению измене­ний факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента организации, и принятию мер по доведению па­раметров системы менеджмента до требований внешней среды.

Главными факторами внешней среды, влияющими на качество решения и эффективность функционирования системы менедж­мента организации, являются следующие:

1) темпы научно-технического прогресса в области деятельно­сти организации;

2) новые потребности потребителей и их претензии по вы­пускаемым товарам;

3) политика поставщиков;

4) рыночная стратегия конкурентов;

5) государственная политика в области внешнеэкономической деятельност и;

6) ценовая политика;

7) другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды стра­ны, микросреды организации и инфраструктуры региона.

Организация оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:

• изменения, которые воздействуют на разные аспекты теку­щей деятельности организации;

• факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности организации. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;

• факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей организации.

Результаты анализа семи перечисленных факторов вносятся после тщательнейшего обоснования в бизнес-план организации и ее рыночную стратегию. Таким образом устанавливается обратная связь в цикле управления.

3. 5. Психология личности в системе разработки управлен­ческих решений

В системе менеджмента, личность выступает как объект и субъект управления, кроме, конечно, исполнителей низшего уровня.

Управление людьми, осуществляемое менеджером, основыва­ется на ряде принципов:

1) Поддержание у подчиненных чувства самоуважения. Сначала нужно похвалить подчиненного и только потом - давать указа­ния по улучшению работы;

2) Внимание проблемам, а не личностям;

3) Активное использование методов подкрепления положитель­ных реакций на желательные действия или отрицательных - на нежелательные. На изменение поведения людей реагировать нужно сразу же, ибо отсроченная реакция вызывает лишнюю путаницу;

4) Выдвижение ясных требований, поддержание постоянного контакта с людьми, прочных обратных связей.

Основываясь на этих принципах, менеджер должен добиваться от подчиненных желаемых результатов, а именно:

· наводить на мысли тех, кто нуждается лишь в подсказке;

· давать советы тем, кто нуждается в том, чтобы их посто­янно наставляли, консультировали, побуждали к действиям;

· давать прямые указания, напоминать о необходимости дей­ствовать несообразительным и нерасторопным;

· в категорической форме приказывать, настойчиво требовать исполнения от тех, кто пренебрегает советами, указаниями, ре­комендациями;

· увольнять, если нет другого средства заставить людей под­чиняться, и, наоборот, поощрять за добросовестное выполнение всех указаний руководителя.

Как и с кем работать - во многом зависит от особенностей характера людей, не только подчиненных, но и руководителей. Этот момент менеджер обязательно должен учитывать.

На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является од­ним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить эффективность управления персоналом.

Основная идея психологии управления – «плохо относиться к чело­веку – невыгодно».

При решении проблем управления персоналом следует учиты­вать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным усло­виям.

По способности адаптироваться можно выделить три типа людей:

1) с ориентацией на текущей момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке;

2) с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четки­ми разрешениями и запретами, правами и обязанностями;

3) с ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре.

Первый тип людей эффективнее работает при принятии управленческих решений, второй - при их реализации в рамках имеющихся организационных структур управления, третий - в качестве генератора идей.

Каждому менеджеру важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества подчиненных.

В развитии психологии можно выделить 3 направления: поведен­ческую психологию, фрейдизм и гуманистическую психологию.

Поведенческая психология или теория бихевиоризма была сформулирована в предыдущем столетии. Ее влияние на мировую психологию, в частности на американскую, где она зародилась, остается значительным и в настоящее время. Кредо бихевиоризма выражает формула: "стимул - реакция", согласно которой пред­метом психологии является поведение, а не сознание человека. Для представителей этого направления бихевиоризм является прагматической теорией, а поэтому анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться, как и во всех естественных науках, внешне на­блюдаемыми феноменами.

В XX в. представители бихевиоризма, отстаивая детерминисти­ческое объяснение механизмов построения поведения, вводили "промежуточные переменные", связанные с познавательными и мотивационными факторами.

Вторым ведущим направлением развития психологии в XX в. является фрейдизм, названный по имени Зигмунда Фрейда (1856­-1939), австрийского врача, психопатолога и психолога. Сам Фрейд обозначил это направление термином "психоанализ". Открытием Фрейда было подсознание - как источник первичных стимулов человеческого поведения. Следовательно, с одной стороны, пси­хоанализом называется общая теория механизмов человеческого подсознания, имеющая широкое значение и служащая основой для целостного понимания человека. С другой стороны, психоана­лизом называется система специальных методов, с помощью, ко­торых можно исследовать подсознание человека с целью излече­ния нервных и психических болезней.

В созданной Фрейдом системе анализа душевной жизни чело­века было раскрыто влияние неосознаваемых личностью влече­ний, интересов, мотивов на ее поведение, на представление о са­мой себе и других людей. На материале ид психиатрической прак­тики были прослежены сложность и многоплановость структуры личности, значение внутренних конфликтов и кризисов в ее раз­витии, последствия неудовлетворенных желаний.

Третьим значительным и широко распространенным направле­нием в психологии XX в. является гуманистическая психология. В гуманистическом подходе заложены идеи экзистенциальной (existentia - лат. "существова­ние") и восточной философии: дзен - буддизма, например. В цен­тре гуманистической концепции находится личность - "Я" каж­дого человека, его право быть самим собой, сохранять свою цело­стность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гумани­стического подхода характерна ориентация на саморазвитие лич­ности, глубокое уважение к ее индивидуальной позиции.

Этот метод подразумевает возникновение глубокого личност­ного контакта, признание безусловной ценности каждого челове­ка, полное его принятие. В этих условиях личность становится открытой по отношению ко всему реальному жизненному опыту, реализуя таким образом свою гибкость и свободу.

Основные принципы гуманистической психологии:

1) чело­век является целью этого направления, а не средством, как в бихе­виоризме;

2) основополагающими человеческими свойствами и отношениями являются любовь, свобода, ответственность, вера;

3) гуманистическая психология отказывается быть биологической наукой, а становится гуманитарной;

4) истинная сущность челове­ка заключается в его добром начале;

5) гуманистическая психоло­гия отказывается от принципа гомеостаза (стабильности) и исходит из принципа саморазвития личности.

На основе оценки свойств личности можно составить ее пси­хологический портрет, состоящий из следующих компонентов:

1) темперамент;

2) характер;

3) способность;

4) направленность;

5) интеллектуальность;

6) эмоциональность;

7) волевые качества;

8) общительность;

9) самооценка;

10) уровень самоконтроля;

11) способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека - из объекта вос­питания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспита­ния и должен активно заниматься самовоспитанием.

Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивает ей полноценную, плодотворную длитель­ную творческую деятельность и оказывает влияние на изменения некоторых базовых качеств, в частности, характера. Усиление интереса к профессии ведет к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта - к поиску новых целей этой деятельности, формированию настойчи­вости, целеустремленности.

Рассмотрим вкратце некоторые компоненты, характеризующие психо­логический портрет личности.

1) Темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обраща­ем внимание на различия в их поведении. Одни - быстры, поры­висты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно вы­раженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнерим­ский врач Гиппократ (V в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происхо­дит от слова желчь, сангвинический — от слова кровь, флегмати­ческий - слизь и меланхолический - черная желчь. Преоблада­нием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

В современной психологии словом "темперамент" обозначают динамические особенности психики человека, т.е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить сло­вом "хороший" или "плохой". Темперамент является биологичес­ким фундаментом нашей личности, т.е основан на свойствах не­рвной системы человека и связан со строением тела человека, обменом веществ в организме. Черты темперамента являются на­следственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются измене­нию. Темперамент определяет стиль поведения человека, спосо­бы, которыми человек пользуется для организации своей деятель­ности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы (т.е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется тор­можением и наоборот);

холерик - это обладатель неуравнове­шенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);

флегматик - с сильным, уравновешенным, но инертным, не подвижным типом нервной системы;

меланхо­лик - со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов:

1. Ни минуты покоя. Таков принцип подхода к холерику, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность и ней­трализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержан­ность, нетерпимость, конфликтность. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллек­тив и может разложить его изнутри.

2. Доверяй, но проверяй. Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзыв­чивость, общительность и минусы: склонность к зазнайству, раз­бросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

3. Не торопи. Таким должен быть подход к флегматику, име­ющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпели­вость, самообладание, надежность и минусы: медлительность, без­различие, "толстокожесть", сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

4. Не навреди. Это девиз меланхолика, который имеет плю­сы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброже­лательность, способность к сочувствию и, конечно, минусы: низ­кая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, за­стенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, т. к. он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

В действительности трудно встретить человека, полностью от­вечающего определенному типу темперамента, наблюдается до­минанта одного из них.

Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуаль­ности, при организации рабочих пар можно исходить из следую­щего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику - с меланхоликом, меланхолику - с флегматиком.

Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг; если вы флегматик, то за вами "как за каменной стеной" могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успеш­ность вашего жизненного пути, т.к. вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну, а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в нашей жизни.

2) Характер. Характер (греч. - чеканка, отпечаток) есть совокупность устой­чивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих ти­пичные для нее способы поведения. Те особенности личности, ко­торые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свой­ствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающие отношение личности к определенной стороне деятельности:

к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, доб­росовестность в работе, ответственность, инициативность, настой­чивость и противоположные им черты - лень, склонность к ру­тинной работе, безответственность, пассивность);

к другим людям, коллективу, обществу (например, общитель­ность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и замкну­тость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритич­ность, скромность и противоположное ей самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.п.).

Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятель­ностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабоха­рактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии спо­собностей слабовольный человек не может реализовать всех сво­их возможностей.

3) Способность. Способность в психологии рассматривается как особое свой­ство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные пара­метры продуктивности системы: точность, надежность (устойчи­вость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разреше­ния ситуаций и т.д.

В качестве способностей могут выступать свойства индивида и отношения личности. К свойствам индивида относится развитость системы познавательной, эмоциональной и волевой деятельности. Отношения личности включают увлеченность, сознание долга, интерес (т.е. направленность личности).

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями лично­сти. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широ­кому спектру деятельности, они связаны с развитием интеллекта и особенностей личности, к которым относятся:

♦ готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и вы­сокая работоспособность;

♦ черты характера - внимательность, собранность, целенап­равленность, наблюдательность;

♦ развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ори­ентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая про­дуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподаватель­ской и др.

4) Направленность. В основе направленности личности лежит мотивация ее дея­тельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направлен­ность бывает на задачу, на общение, на себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потреб­ностей и обеспечение безопасности существования. Другим, кро­ме этих потребностей, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации твор­ческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой лично­сти и определении конкретной направленности ее мотивов.

5) Интеллектуальность. Интеллект как тип поведения человека - "умное поведение". Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В этом понимании выделяются два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания.

Интеллект - это система психических процессов, обеспечи­вающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях - как символ обучения человека всему новому.

Интеллект можно определить также как общую способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).

В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального. Под общим интел­лектом понимается сложное интегральное качество, определен­ный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Вербальный интеллект - интег­ральное образование, функционирование которого осуществля­ется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-дей­ственного мышления с опорой на зрительные образы и простран­ственные представления.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возра­ста, уровня образования, специфики, профессиональной деятель­ности и индивидуальных особенностей.

Кроме познавательного, существует интеллект профессиональ­ный и социальный (умение решать проблемы межличностных от­ношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуа­ции). Следует помнить, что интеллект - это познание плюс дей­ствие. Поэтому следует не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.

6) Эмоциональность. Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три отно­сительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства или эмоции.

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутрен­них ситуаций для жизнедеятельности человека в виде пережива­ний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздраже­ние или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принима­ют защитную форму агрессии.

Управлять эмоциями просто необходимо, во-первых, для здоро­вья, во-вторых, из-за честолюбия.

Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект. Он зах­ватывает человека целиком и подчиняет его мысли и движения. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродол­жителен. Он наступает в результате какого-либо сильного (объек­тивного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции - это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным обра­зом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства - устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конк­ретным событиям или людям (возможно воображаемым).

Настроения - наиболее длительные эмоциональные состоя­ния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психичес­кие процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настрое­ния, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс - неспецифическая реакция организма в ответ на нео­жиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая ре­акция, которая выражается в мобилизации резервных возможно­стей организма. Реакцию называют неспецифической, т.к. она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие - хо­лод, усталость, боль, унижение и т.д.

Существуют и другие эмоции, которые возникают при обще­нии, но они не являются культурно оправданными. Это - зависть, тщеславие, злорадство.

7) Общительность. Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно рас­крываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это - семан­тическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние и организо­ванность его внутреннего мира. В целом можно выделить инфор­мационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональ­ными и вообще психическими состояниями.

Средства общения бывают вербальными (речь в разных фор­мах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).

Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой груп­пе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгруппо­вое общение. Перечисленные виды общения относятся к непос­редственному общению.

Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикос­новение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

Типы общения: функционально-ролевое (начальник - подчи­ненный, учитель - ученик, продавец - покупатель), межличност­ное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием - доверяет пациент).

Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концент­рация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.

8) Самооценка. На основе самопознания у человека вырабатывается опреде­ленное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое вы­ражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жиз­ненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекват­ной (нормальной).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: