Требования к оформлению управленческих решений;
Информационное обеспечение процесса разработки управленческих решений;
Этапы организации процесса разработки управленческих решений;
Тема 3. Технология разработки и реализации управленческих решений
3. 4. Система контроля и мотивации реализации управленческих решений;
3. 5. Психология личности в системе разработки управленческих решений.
Технология принятия управленческого решения включает в себя ответы на следующие вопросы:
• Что делать (количество и качество объекта)?
• С какими затратами (ресурсы)?
• Как делать (по какой технологии)?
• Кому делать (исполнители)?
• Когда делать (сроки)?
• Для кого делать (потребители)?
• Где делать (место)?
• Что это даст (экономический, социальный, экологический, технический эффект)?
После ответа на все эти вопросы и увязки элементов в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, разработана технология принятия решения.
Этапы организации процесса разработки управленческого решения:
1) выявление управленческой проблемы или задачи;
2) предварительная постановка цели;
3) сбор необходимой информации;
4) анализ информации;
5) определение исходных характеристик проблемы с учетом накладывания ограничений;
6) уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;
7) обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации;
8) разработка альтернативных вариантов решения проблемы;
9) выбор метода решения;
10) экономическое обоснование выбранного решения;
11) согласование решения с органами управления и исполнителями;
12) окончательное оформление и утверждение решения;
13) организация выполнения решения;
14) контроль выполнения решения;
15) стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков;
16) установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и, при необходимости, корректировка цели и задач.
Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап "выявление управленческой проблемы" требует выполнения следующих операций:
· Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям;
· Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области;
· Определение расхождения показателей анализируемых объектов;
· Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей;
· Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя;
· Формирование направлений развития объекта и т.д.
Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов.
Аналогично производственным процессам. на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение - информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным - все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.
Проектирование любых процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления любой формы специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.
Основными принципами рациональной организации любых процессов являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однородных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте, гибкость процесса.