Применение научных подходов к разработке управленческих решений

Решений

Роль экономических законов в повышении эффективности управленческих

Эффективность управленческих решений можно повысить за счет анализа механизма действия в конкретных ситуациях следу­ющих экономических законов:

1) закона зависимости между ценой и предложением;

2) закона спроса и предложения;

3) закона возрастания дополнительных затрат;

4) закона убывающей доходности;

5) закона экономической взаимосвязи затрат в сферах произ­водства и потребления;

6) закона эффекта масштаба производства;

7) закона экономии времени;

8) закона конкуренции и антимонопольного законодательства и др.

В условиях рыночной экономики особое внимание уделяется действию закона конкуренции и антимонопольного законодательства.

Конкуренция – состязательность, сотрудничество, напряженная борьба юридических и физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия чистого закона конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения закона «О защите прав потребителей».

Закон конкуренции длительное время может действовать толь­ко при наличии качественного антимонопольного законодатель­ства. Во всех промышленно развитых странах введены антимоно­польные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов.

Антимонопольное законодательство регламентирует перечень общих требований к товарам, их упаковке, экологичности, безопасности применения, организации торговли, контролю доли рынка, занятой данным изготовителем, порядку осуществления санкций в случае его нарушения.

Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту научных подходов: системного, комплексного, интегрального, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого, ситуационного.

Каждый из подходов характеризует один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, что подтверждает сравнение их содержания.

Системный подход. При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход».

Комплексный подход. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена.

К сожалению, на практике редко соблюдает­ся это требование. Например, при строительстве новых предпри­ятий социальные вопросы откладывают "на потом", из-за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становят­ся неконкурентоспособными. При формировании новых коллек­тивов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.

Интеграционный подход. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:

а) отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

б) стадиями жизненного цикла объекта управления;

в) уровнями управления по вертикали;

г) субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга:

1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;

2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества;

3) экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.

Функциональный подход. Сущность его заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создаются совершенно новые оригинальные объекты.

При альтернативном предметном подходе совершенствуется су­ществующий объект, что не позволяет коренным образом улуч­шить структуру объекта, принципы его работы и т.д.

Динамический подход. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

Воспроизводственный подход. Это подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими (по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке) совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Элементами воспроизводственного подхода являются:

1) применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта;

2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпус­каемой, проектируемой и перспективной моделей объекта;

4) пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство эле­ментов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инфра­ структуры региона);

5) интеграция для крупных организаций науки и про­изводства в рамках комплексного объединения.

Процессный подход. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Нормативный подход. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента.

Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

а) целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технологического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);

б) функциональной подсистемы (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы стимулирования качественного труда);

в) обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по организации).

Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (по времени и по масштабу применения).

Нормативами функционирования элементов внешней среды организация не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормати­вы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды организации.

Чем больше обоснованных нормативов по каждо­му элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организо­ванность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.

Количественный подход. Сущность заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.

Административный подход. Сущность административного подхода заключается в регламентации функции, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, эле­ментов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т. д.).

Поведенческий подход. Целью его является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепции поведенческих наук к построению и управлению организацией. Основной частью этого подхода является повышение эффективности организацией за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Правильное применение на­уки о поведении всегда будет способствовать повышению эффек­тивности как отдельного работника, так и организации в целом.

Ситуационный подход. Ситуационный подход основывается на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и во внешней среде, то не существует единого лучшего способа управления объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Перечисленные подходы рекомендуется применять при реше­нии любой задачи, возникающей при функционировании или раз­витии системы менеджмента, по стадиям жизненного цикла объекта, при стратегическом, тактическом или оперативном управлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: