Зависимость затрат от объема производства

Анализ функциональной связи между издержками и объемом производства

Значение и задачи МА

Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа

Принципы организации АХД

1. Принцип ранней диагностики на какой стадии производится АХД.

Наиболее эффективен на стадии разработки, т.е. предпроизводственной стадии

2. Принцип приоритета.

АХД должны подлежать изделия и процессы, которые находятся на стадии конструкторской разработки и максимизировать эффект АХД.

3. Принцип оптимальной детализации.

4. Принцип последовательности.

5. Принцип выделения ведущего звена (ликвидация узких мест).

Лекция 5.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ - методика которого базируется на изучении соотношения между двумя группами экономических показателей. В основу положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные затраты и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный доход = выручка - переменные издержки.

Дм = П + Н

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется для определения эффективных управленческих решений. Он позволяет изучить зависимость прибыли от наиболее важных факторов.

Используя маржинальный анализ можно определить:

1. Безубыточный объем продаж (порог рентабельности).

2. Зону безубыточности - безопасности предприятия.

3. Необходимый объем продаж для получения заданной прибыли.

4. Критический уровень постоянных затрат.

5. Критическую цену реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

Все затраты связанные с производством и сбытом подразделяются на:

а) Постоянные не зависят от объемов производства; часть их связана с деятельностью предприятия (амортизация, арендная плата, зарплата управленческого аппарата), другая с управлением и организацией производства и сбыта (затраты на исследование работы).

б) Переменные зависят от объема производства и продажи продукции (зарплата рабочих, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

V, переменные

млн руб. затраты

250 100 постоянные

200 80

150 постоянные 60

100 затраты 40 переменные

50 20

500 1000 1500 шт. 500 1000 1500 шт.

Рис.5.1 Зависимость общей суммы затрат Рис.5.2 Зависимость себестоимости единицы

от объема производства продукции от объема производства

Предприятию более выгодно, если на единицу продукта меньше постоянных затрат.

При спаде производства, переменные затраты сокращаются пропорционально, сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции.

Очень важное значение имеет точное определение постоянных и переменных затрат, т.к. от этого во многом зависят результаты анализа. Для этой цели используют разные методы:

- алгебраический – графический - статистический.

1. Алгебраический метод: можно применять при наличии информации о двух точках объема продукции в натуральном выражении Х1, Х2 и соответствующих затратах Z1, Z2.

Переменные затраты на единицу продукции

Ү = .

Узнав переменные затраты на единицу продукции подсчитаем сумму постоянных затрат

Η = Z1 - Ү Х1, Η = Z2 - Ү Х2.

2. Графический метод нахождения постоянных затрат:

V

1500 2000 3000 шт.

3. Статистический – сбор информации на протяжении лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: