Виды финансового контроля. Взаимосвязь и отличие внешнего и внутреннего контроля

Система финансового контроля в Российской Федерации

Системы финансового контроля в разных странах имеют отличия, обусловленные их финансово-промышленным развитием, степенью централизации управления экономикой и социальной сферой, историческими и законодательными особенностями.

Однако общим для систем финансового контроля во всех странах с рыночной экономикой является их нацеленность на всестороннюю защиту финансовых интересов государства и общества в целом и интересов экономически активных групп его граждан. Различные звенья этой системы охватывают практически все виды финансовой деятельности в государственном и негосударственном секторах экономики.

Система финансового контроля в Российской Федерации подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль).

Государственный финансовый контроль - одна из важнейшихфункций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений - на своевременное принятие соответствую­щих мер.

Государственный финансовый контроль выполняет в систе­ме управления следующие функции: защитную, информатив­ную, оперативную, упорядо­чивающую.

Субъектами ГФК являются законодательно наделенные его функциями (в первую очередь, функциями по осуществлению контроля за государственными финансовыми средствами) специ­ализированные государственные организации, специализиро­ванные структурные подразделения органов государственной власти и управления, органы внутреннего контроля прочих госу­дарственных организаций, должностные лица.

Значение государственного финансового контроля заключа­ется в формировании полной и объективной картины о государ­ственных финансовых потоках, финансово-хозяйственной дея­тельности экономических субъектов.

Государственный финансовый контроль в Российской Феде­рации имеет целью обеспечение проведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиты финансо­вых интересов Российской Федерации.

Правовую базу государственного финансового контроля со­ставляют соответствующие части ст. 101 и 114 Конституции РФ, Бюджетный кодекс РФ, ряд федеральных законов - от 31.12.97 № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», от 02.12.90 № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральных законов от 26.04.1995 № 65-ФЗ, от 27.12.95 № 210-ФЗ, от 27.12.1995 № 214-ФЗ), от 25.02.97 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 25.07.95 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Россий­ской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 06.08.98 № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации».

Вопросы государственного финансового контроля нашли также отражение в налоговом и валютном законодательстве, Та­моженном кодексе РФ, Положении о Минфине России, ряде дру­гих нормативных правовых документов.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых льгот и преимуществ. Контролируются, хотя еще в недостаточной степени, финансовые результаты, получаемые от использования государственного имущества, деятельность кредитных учреждений и организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц.

Государственный финансовый контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте Российской Федерации. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Органами государственного финансового контроля в Российской Федерации являются:

- Счетная палата Российской Федерации;

- контрольные и финансовые органы исполнительной вла­сти (Департамент государственного финансового конт­роля и аудита Минфина России и контрольно-ревизион­ные управления Минфина России в субъектах РФ; Феде­ральная служба России по валютному и экспортному кон­тролю). Отдельные функции государственного финансо­вого контроля возложены на ФНС России, Федеральное казначейство России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и некоторые другие органы;

- контрольные органы законодательных (представитель­ных) органов субъектов РФ. Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые разрабатываются исходя из необходимости обеспечения всесто­роннего системного контроля за формированием и использова­нием государственных средств.

При решении стоящих перед ними задач и осуществлении своих функций органы государственного финансового контроля имеют право проводить ревизии и проверки, получать письмен­ные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок, направлять представления и предписания по результатам проведенной ревизии или проверки в федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, а также руководителям других объектов контроля.

В случае выявления нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансо­вого контроля обязаны передать материалы ревизии или провер­ки в правоохранительные органы.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, организа­ции обязаны осуществлять ведомственный финансовый контроль за законностью расходования государственных средств, посту­пивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью ис­полнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджета­ми субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, пра­вильностью ведения учета и составления государственной от­четности.

Общественный контроль реализуется на основе обществен­ных институтов и законов, обязывающих органы исполнитель­ной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации обществен­ного контроля большую роль играют средства массовой инфор­мации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие ин­терес различных общественных организаций, партий и других структур.

Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью организаций независимыми специализированными аудиторски­ми фирмами или частными лицами, имеющими лицензию на про­ведение контроля. Его цель состоит в том, чтобы проверить дос­товерность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, ус­тановить соблюдение действующего порядка финансовых и хо­зяйственных операций, правильность их отражения в аудите.

В нашей стране аудиторство, как принципиально новая фор­ма организации финансового контроля, только начинает делать свои первые шаги.

В развитых странах, независимое аудиторство является веду­щей формой внешнего финансового контроля. Такая форма конт­роля получила широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах. При Организации Объединенных Наций создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того, существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует внутренний аудит для осуще­ствления самоконтроля за уровнем затрат, рентабельности, со­блюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг. Внутренний аудит используют и в трансна­циональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле над соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерс­кого учета, составление отчетности и обеспечение государствен­ных органов и собственников объективной информацией о фи­нансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

По характеру связи контролирующей и контролируемой организации контроль может быть: внешний и внутренний.

Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы.

Внутренний контроль - выполнение распоряжений руко­водства субъекта хозяйствования, т.е. служит для обеспечения надлежащего функционирования и управления самого органа или организации. Это внутрислужебная, внутриуправленческая функция, контроль вышестоящего органа за нижестоящим.

Контроль называется внутренним тогда, когда субъект и объект контроля входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.

Цепь внешнего контроля - подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Цель внутреннего конт­роля - обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприя­тия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации.

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отраже­нии хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетнос­ти, законности хозяйственных операций и их целесообразности для организации.

Потребителями информации, являющейся результатом внеш­него независимого контроля, являются внешние пользователи. Информация, являющаяся результатом осуществления внутрен­него контроля, готовится для внутренних пользователей - в ча­стности, для руководителей и менеджеров организации.

Внешний независимый контроль основан на общепринятых нормах - стандартах (правилах) аудиторской деятельности, ко­торые регулируют основные принципы, цели, правила проведе­ния, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством организации. Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления организацией. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля - порядок проведения инвентаризаций, правила орга­низации документооборота, рекомендации по организации ана­литического учета, определение должностных обязанностей уп­равленческого персонала и некоторые другие.

Объектами внешнего контроля являются разделы и участки бухгалтерского учета -основные средства, нематериальные ак­тивы, производственные запасы и другие. Объектами внутренне­го контроля являются циклы деятельности организации: снабже­ние, производство, реализация (сбыт). Для целей внутреннего управленческого контроля все центры ответственности (затрат, выручки, прибыли) являются прежде всего и центрами контроля. При внешнем контроле хозяйственная деятельность органи­зации воспринимается как единое целое. При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам от­ветственности - структурным подразделениям (на промышлен­ных предприятиях - цех, участок, бригада; в организациях торговли - секция; в научно-исследовательской организации -отдел и т.д.).

Внешний контроль представляет собой один из видов после­дующего контроля. А внутренний контроль - это совокупность методов предварительного, текущего и последующего контроля.

И внешний, и внутренний контроль тесно связаны с другими дисциплинами - финансами предприятия, экономическим ана­лизом, основами документационного обеспечения управления, правовым регулированием хозяйственной деятельности, соци­альной психологией, педагогикой и этикой делового общения, бухгалтерским управленческим учетом, экономикой и др.

Однако если внешний контроль связан с этими дисциплина­ми пассивно, не имея возможности использовать имеющиеся зна­ния на данном предприятии, то внутренний контроль связан с ними активно, применяя имеющиеся знания из других дисцип­лин на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: