Система внутреннего контроля на предприятиях малого бизнеса.
При описании системы внутреннего контроля в организации, относящейся к субъектам малого бизнеса, необходимо учитывать их специфические особенности. Общим допущением является то, что доверие аудитора к эффективности системы внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных организаций.
Документирование изучения и оценки системы внутреннего контроля для субъектов малого бизнеса по сравнению с документированием средних и крупных организаций может проводиться в упрощенном виде.
Для этих субъектов возможно:
— ограничиться только описанием результатов общего знакомства с системой внутреннего контроля;
— описать результаты общего знакомства с системой внутреннего контроля и дать оценку надежности контрольной среды.
Примерами средств внутреннего контроля являются:
- разрешительные подписи руководителя и (или) главного бухгалтера на документах;
- подпись главного (старшего) бухгалтера на проверенном им журнале-ордере;
- подготовка счетов-фактур (накладных и др.) в нескольких экземплярах под копирку;
- сплошная нумерация создаваемых документов;
- регистрация документов в специальных журналах;
- подшивка копий документов в специальные папки;
- надлежаще организованный документооборот;
- встречные взаимопроверки бухгалтерских записей;
- сверки расчетов;
- инвентаризация;
- внутренняя ревизия;
- периодический анализ состояния активов и расчетов;
Для субъектов малого бизнеса система бухгалтерского учета включает:
- учетную политику;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;
- формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, как типовые, так и утвержденные организацией при отсутствии типовых форм первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технологию обработки учетной документации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, включая организационную структуру бухгалтерии и распределение полномочий между ее сотрудниками.
Документация бухгалтерского учёта — это совокупность материальных носителей информации, составляемая по установленным требованиям в ходе ведения бухгалтерского учета и включающая:
- первичные учетные документы;
- сводные учетные документы;
- регистры бухгалтерского учета;
- данные внутренней бухгалтерской отчетности.
Система внутреннего контроля – это система мер, направленных на выявление и устранение финансовых, правовых, производственных и прочих рисков, а также на выявление фактов хозяйственной деятельности, связанных с преднамеренным или непреднамеренным нарушением сотрудниками своих обязанностей, повлекшим за собой ухудшение финансового состояния предприятия или его деловой репутации.
- Система внутреннего контроля может включать в себя:
- контроль соответствия деятельности предприятия российскому законодательству;
- контроль сохранности активов предприятия;
- контроль процесса материально-технического снабжения;
- контроль процесса производства(продажи) продукции(услуг);
- контроль рационального и экономного расходования ресурсов;
- контроль исполнения приказов и распоряжений;
- контроль эффективности и исполнения отдельных договоров/групп договоров;
- внутренний аудит;
- мониторинг внешней и внутренней среды предприятия на предмет выявления угроз безопасности;
- другие направления исходя из потребностей предприятия.
Сколько и какие органы контроля иметь в компании – определяется, в первую очередь, требованиями законодательства. Например, для акционерных обществ законодательством предусмотрено наличие совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.
Собственники и менеджмент компании, исходя из своих потребностей, могут создавать и другие органы контроля. Выбор богатый: контрольно-ревизионная служба, служба внутреннего контроля, служба внутреннего аудита, служба безопасности, отдел контроля качества. Другое дело, что, подчас, по-разному называющиеся органы контроля в значительной мере дублируют работу друг друга. Это, как правило, приводит к экономической неэффективности их деятельности.
Немалую роль в принятии решения о структуре органов контроля играет состояние контрольной среды в компании и, если говорить более широко, уровень развития ее корпоративной культуры.
Поскольку построение системы внутреннего контроля есть процесс трудоемкий и длительный, наличие в компании отдельного контрольно-ревизионного подразделения (контрольно-ревизионной службы) является объективной необходимостью на определенном этапе. Данное подразделение приобретает особую значимость, если у руководства компании нет возможности и/или желания строить эффективную систему контроля и создавать высокоразвитую корпоративную культуру. В данном случае контрольно-ревизионное подразделение будет фокусироваться на выявлении ошибок и злоупотреблений, исполняя роль корпоративного полицейского в «чистом виде». Но следует помнить, что ревизионная деятельность, по своей сути, направлена на ретроспективу, т. е. на уже произошедшие события и их последствия. Внутренний аудит ориентирован на перспективу, т. е. на анализ будущих событий, которые могут неблагоприятным образом сказаться на деятельности отдельных подразделений и/или компании в целом.
Иначе говоря, ревизия оценивает последствия уже материализовавшихся рисков, в то время как внутренний аудит оценивает возможность и предлагает пути снижения рисков и/или негативных эффектов их воздействия. Наличие в компании контрольно-ревизионного подразделения ни в коей мере не означает ненадобности во внутреннем аудите и других формах контроля. Все определяется тем, на каком этапе своего развития находится компания и в каком направлении, с точки зрения внутренней корпоративной культуры, она будет двигаться.
Кроме того, контрольно-ревизионная деятельность и внутренний аудит не охватывают остальных направлений контроля, в частности: технологический контроль, управленческий контроль, контроль угроз безопасности и т.д. Следовательно, подход к организации системы внутреннего контроля предприятия должен носить комплексный характер.
Согласно методологии COSO, существуют три основных цели внутреннего контроля:
- проверка эффективности хозяйственных операций;
- проверка соответствия операций и учета требованиям законов;
- проверка обеспечение достоверности финансовой отчетности.
Соответственно, задача построения эффективной системы внутреннего контроля состоит в том, чтобы структурировать все контрольные процедуры для всех важных бизнес-процессов, дабы выполнить три этих "сверхзадачи". В качестве примера покажем методологию организацию системы внутреннего контроля на основе модели COSO.
Модель COSO состоит из пяти ключевых компонентов:
- контрольной среды;
- оценки рисков;
- контролирующих мероприятий;
- внутренних коммуникаций;
- мониторинга.
1. Эффективная внутренняя контрольная среда - это фундамент системы внутреннего контроля. Она включает: корпоративную культуру, управленческий стиль высшего менеджмента, кадровую политику, корпоративный кодекс, организационную форму и полномочия структур внутреннего контроля, содержание программ по противодействию внутреннему мошенничеству, хищениям, системы бюджетирования, политики в сфере ИТ, закупок, сбыта и т.п. Весь свод внутренних писаных и неписаных правил формирует контрольную среду и в конечном счете предопределяет качество отчетности и эффективность хозяйственных процессов.
2. Рациональный риск-менеджмент. Система контроля должна начинаться с зон повышенного риска, с тех участков деятельности компании, где существует наибольшая угроза финансовых потерь: хищения, порча сырья или готовой продукции, нерациональное расходование средств, значительные убытки из-за налоговых штрафов и так далее. Поэтому важной составляющей систем внутреннего контроля является риск-менеджмент. Его задача - идентифицировать риски и составить "карту рисков", выделить наиболее критичные риски с точки зрения потенциального ущерба (при отсутствии должного контроля), разработать пути их минимизации, и, наконец, проводить ежегодную переоценку рисков. Процесс анализа должен быть осмысленным, например риск хищений в столовой путем подписания фальшивых платежек имеет высокую вероятность наступления, но небольшой ущерб. Если затраты на устранение риска превышают размер потенциального ущерба, не имеет смысла им заниматься.
3. Разработка контрольных процедур "на все случаи жизни". Когда приоритеты системы внутреннего контроля благодаря риск-менеджменту расставлены и выявлены бреши в системе контроля, наступает черед конкретных мер по усилению контроля. Модель COSO предусматривает девять видов контролирующих воздействий, то есть способов реагирования на недостатки. Вот несколько примеров. Неясно, кто за что отвечает - нужно четко разграничить сферы ответственности; трудно определить виновников ущерба - нужно придумать способы авторизации операций, контрактов, изменений в документах. Если слишком много лиц имеют доступ к конфиденциальным данным или ценным активам - следует ограничить доступ; а когда намечаются расхождения между реальными и отчетными запасами на складах - провести инвентаризацию складских остатков.
4. Система внутренней коммуникации. Речь идет о том, чтобы в компании были созданы условия для получения полных и достоверных данных, их хранения и обработки, а главное - для полноценного информационного обмена между подразделениями и различными уровнями руководства.
5. Мониторинг. Сюда относятся способы контроля высших уровней управления за работой низших. Часто мониторинг проводится для того, чтобы найти какие-либо отклонения от стандартных показателей или правил. Поэтому основой мониторинга являются различные корпоративные нормативы, например, по складским остаткам или же срокам закрытия бухгалтерских книг.
Рисунок 2 - Структура системы внутреннего контроля предприятия
Из предложенной методологии логически складывается система внутреннего контроля предприятия, структурная схема представлена на рисунке 2. Субъекты и объекты внутреннего контроля включают: структурные подразделения предприятия, которые предназначены для организации и проведения контрольных мероприятий, контролируемые подразделения и бизнес-процессы. Политика предприятия в сфере внутреннего контроля формулирует цели и задачи, достижения которых должна обеспечить система внутреннего контроля распределение функций между участниками контроля и методы контроля. Формулировка политики внутреннего контроля – является основополагающим аспектом в организации системы, т.к. именно в ней определяется отношений к ней собственника.
Следует отметить, что политика предприятия в сфере внутреннего контроля отражает и отношение к нему собственников.
СВК на предприятии является важнейшей частью современной системы управления, позволяющей достичь целей, поставленных собственниками с минимальными затратами.
Основная задача СВК состоит в обеспечении наблюдения и (или) проверки функционирования любого объекта внутреннего контроля (предприятия в целом, его подразделений и филиалов, иных объектов внутреннего контроля) на предмет соответствия их деятельности законам, стандартам, планам, нормам, правилам, приказам, принимаемым управленческим решениям. Устанавливая отклонения от требований этих документов и выявляя причины их возникновения, СВК способствует своевременной разработке собственниками и/или исполнительными органами управления предприятием мероприятий по их устранению. На рисунке 3. показано место СВК в системе управления предприятием.
Рисунок 3 - Место СВК в системе управления
Наличие эффективно работающей СВК является важнейшим фактором роста конкурентоспособности предприятия. Как показывает международная практика, наличие СВК создает реальные предпосылки успешного развития бизнеса, в связи с:
- появлением возможности на выгодных условиях привлекать инвестиции путем повышения качества финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта;
- появлением возможности эффективно управлять использованием материальных и трудовых ресурсов хозяйствующего субъекта и проводить эффективную ценовую политику.
- появлением у собственников возможности контролировать деятельность топ-менеджмента на соответствие его действий целям бизнеса хозяйствующего субъекта, а у топ менеджмента – эффективности работы филиалов и структурных подразделений хозяйствующего субъекта.
Рассмотрим сущность этих предпосылок.
Привлечения инвестиций. Невозможно получить на льготных условиях кредиты в международных и транснациональных банках и фондах без наличия СВК. Это требование международных финансовых организаций, таких как Международный банк реконструкции и развития или Международный валютный фонд вытекает из положений Закона Сарбейнса – Оксли» (раздел 404 «Оценка руководства и внутренний контроль»). В нем определено, что годовые отчеты публичных компаний, подписанные ее руководством, должны в обязательном порядке содержать проверенный внешним аудитором отчет о внутреннем контроле, в котором должна содержаться следующая информация:
- о деятельности руководства компании по созданию и обеспечению функционирования адекватной бизнесу структуры внутреннего контроля, а также процедур формирования финансовой отчетности;
- об оценке эффективности (по состоянию на конец последнего финансового года компании) структуры внутреннего контроля и процедур, применяемых ею по отношению к финансовой отчетности.
Совершенствование системы управления. СВК путем выявления резервов повышения эффективности использования материальных и трудовых ресурсов стимулирует разработку мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции, т.е. повышает финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособность..
Усиление контрольных функций позволяет собственникам хозяйствующего субъекта своевременно принимать меры по дальнейшему развитию бизнеса в направлении достижения намеченных программных целей, а самому топ менеджменту своевременно выявлять зоны максимального риска.
Конечная цель организации СВК - выполнение контрольных функций непосредственно на предприятии и обеспечение готовности к ревизиям и проверкам, проводимыми внешними контрольными органами. Для этого необходимо создать гибкую систему контрревизионных мероприятий, внутреннего финансового и хозяйственного контроля, которая предусматривает и регламентирует следующие стратегически важные функций контроля и контрревизионных мероприятий:
- Организация и осуществление постоянного контроля за производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия на всех участках, а также за своевременностью и полнотой реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
- Своевременное предоставление руководству и другим должностным лицам предприятия всей необходимой информации для руководства, координации и осуществления производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия.
- Организация и обеспечение сохранности материальных и денежных средств на всех этапах деятельности предприятия.
- Организация и проведение в полном объеме требований руководящих документов плановых и внеплановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств предприятия.
- Организация контроля за полным выполнением своих функций структурными подразделениями и службами предприятия.
- Разработка и оптимизация документооборота с учетом особенностей производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия.
- Достижение взаимосвязанности на предприятии управленческого, бухгалтерского и налогового учета, а также адаптация форм управленческой, бухгалтерской и налоговой отчетности.
- Организация и своевременное проведение мониторинга всех сторон деятельности предприятия, а также результатов проведенных ревизий и проверок внешними контрольными органами и внутренними контрольными органами предприятия.
- Своевременное представление достоверной информации о состоянии производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия внешним пользователям.
- Планомерная подготовка предприятия к проведению ревизий и проверок, эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, предупреждение санкций со стороны налоговых и других внешних контрольных органов.
- Разработка предложений по улучшению производственной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности предприятия.
- Создание службы внутреннего аудита или других контрольных органов на предприятии.
Выше было сказано, что в структуру СВК входят пять составляющих. Рассмотрим подробнее первые три:
1. Контрольная среда.
2.Механизмы и средства внутреннего контроля.
3.Система оценки рисков.
Рассмотрим основные характеристики каждой из этих частей.
Контрольная среда в соответствии с международными стандартами внутреннего аудита – это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Правильно сформированная контрольная среда позволяет обеспечить необходимую процедуру и предпосылки для эффективной работы СВК с помощью комплекса внутренних нормативных документов в обязательном порядке предусматривающих разделение несовместимых функций, позволяющих руководителям хозяйствующих субъектов всех уровней принимать комплексные управленческие решения, касающиеся, в первую очередь, использования его активов, в том числе, через систему визирования документов.
Под вышеупомянутыми несовместимыми функциями понимаются те из них, сосредоточение которых у одного лица в любых комбинациях может способствовать совершению им случайных или умышленных ошибок, а также затруднять их обнаружение.
Сюда следует отнести:
1) непосредственный доступ к активам;
2) разрешение на осуществление операций с активами;
3)непосредственное осуществление хозяйственных операций;
4) отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Контрольная среда включает в себя следующие элементы:
1) этические ценности;
2) философию и стиль управления;
4) процесс распределения полномочий и ответственности;
5) политику и практику управления персоналом;
6) компетентность персонала.
Механизмы внутреннего контроля, главным из которых является система бухгалтерского учета, должны обеспечивать достижение следующих целей:
1)финансово-хозяйственные операции выполняются с разрешения уполномоченных на то руководителей;
2) все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой хозяйствующим субъектом учетной политикой, что обеспечивает возможность подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности;
3)непосредственный доступ к активам разрешен регламентирующими документами строго определенному кругу сотрудников хозяйствующего субъекта;
4)соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов методами инвентаризации определяется руководством с установленной нормативными документами периодичностью и, в случае расхождения, оно предпринимает надлежащие действия.
Правильное применение хозяйствующим субъектом механизмов контроля призвано обеспечить удержание рисков потерь в допустимых пределах, установленных в рамках действующей системы управления рисками.
Система оценки рисков должна выявлять и предупреждать возможность появления финансовых или иных потерь связанных с внутренними и внешними факторами. Оценка рисков в рамках СВК осуществляется с помощью проверок эффективности работы бухгалтерии, наличия контрольной среды, механизмов и системы средств внутреннего контроля, результативности их деятельности. Цель этой системы - выявлять потенциальные объекты внутреннего контроля, отклонения в работе которых от регламентированных параметров могут существенным образом негативно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Функционирование СВК, сформированной в соответствии с вышеприведенной структурой, будет приносить предприятию реальную пользу, если в процессе ее работы будут соблюдаться следующие основные принципы:
1. Принцип ответственности состоит в том, что каждый субъект внутреннего контроля, т.е. внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и \ или дисциплинарную ответственность. В противном случае этот субъект не будет в должной мере выполнять возложенные на него функции.
2. Принцип сбалансированности означает, что субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программами, счетными и мерными устройствами) средствами для их надлежащего исполнения.
3. Принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях гласит, что информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям.
4. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем гласит, что степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса.
5. Принцип постоянства определяет, что СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм.
6. Принцип комплексности определяет, что весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть им охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска.
7. Принцип распределения обязанностей гласит, что функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.
С учетом указанных принципов разработчики СВК разрабатывают конкретные требования к участникам процесса внутреннего контроля и аудита. Они могут выглядеть следующим образом:
1. Требование подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в хозяйствующем субъекте. Выполнение одним субъектом контрольных функций должно быть в обязательном порядке подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля.
2. Требование ущемления интересов.
С помощью нормативных документов создаются условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят конкретного работника в экономически невыгодное положение. Это стимулирует его к устранению отрицательных отклонений и вызвавших их причин.
3. Недопущение сосредоточения прав контроля на всех его объектах в руках одного лица.
В СВК могут действовать независимо различные субъекты контроля. Несоблюдение этого требования создает условия для необъективного отражения в отчетных материалах результатов проверок.
4. Требование заинтересованности руководства хозяйствующего субъекта.
Эффективное функционирование СВК невозможно без должной заинтересованности и участия в ее работе представителей собственников и топ менеджмента хозяйствующего субъекта.
5. Требование компетентности, добросовестности и честности внутренних аудиторов и внутренних контролеров хозяйствующего субъекта.
Если сотрудники хозяйствующего субъекта, в служебные функции которых входит осуществление внутреннего контроля, не обладают вышеуказанными характеристиками, то даже идеально организованная СВК не сможет работать эффективно.
6. Требование пригодности методик и программ, применяемых в работе СВК.
Методики и программы должны быть целесообразны и рациональны. В результате их применения в минимальной степени будет снижаться эффективность работы объектов внутреннего контроля, а сам внутренний контроль будет рационален, т.е. и не вызывает излишних затрат труда и средств.
7. Требование единичной ответственности.
Недопустимо закрепление одной и той же контрольной функции за несколькими субъектами контроля, так как это неизбежно приведет к безответственности, затрате излишних сил и средств.
8. Требование функционального потенциального замещения.
Временное выбытие отдельных субъектов контроля (например, в отпуск) не должно прерывать контрольные процедуры или затруднять их выполнение. Для снижения влияния этого фактора необходимо добиться, чтобы каждый субъект контроля умел выполнять в должной степени контрольную работу вышестоящего и одного - двух работников своего уровня.
9. Требование регламентации.
Эффективность функционирования СВК напрямую зависит от наличия, качества и уровня утверждения регламентов (правил, стандартов), которыми она руководствуется, а также от их точного выполнения субъектами контроля.
10. Требование взаимодействия и координации.
СВК должна функционировать на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб хозяйствующего субъекта. Такого взаимодействия можно добиться путем разработки комплекса нормативных документов, регламентирующих контрольную деятельность структурных подразделений и руководителей хозяйствующего субъекта.
Как показывает практика на российских предприятиях в СВК применяются следующие организационные структуры. Это:
1. Служба внутреннего аудита (СВА).
2. Наблюдательный совет.
3. Ревизионная комиссия и контрольно-ревизионная служба (КРС);
4. Службы и отделы предприятия (включая службу безопасности).
Следует подчеркнуть, что вышеуказанные формы могут применяться в хозяйствующих субъектах в различных комбинациях. При выборе из возможных альтернатив следует оценить преимущества и недостатки каждой из них.
СВА обладает следующими преимуществами:
- сотрудники СВА хорошо знакомы с внутренней культурой и особенностями хозяйствующего субъекта, его подразделений и филиалов;
- навыки и опыт внутренних аудиторов остаются внутри хозяйствующего субъекта.
Как недостаток следует отметить сравнительно высокий уровень затрат на формирование СВА, что, в конечном счете приводит к возникновению дополнительных общезаводских затрат, распределяемых между видами производимой продукции (работ, услуг).
СВА, как показала практика, организуется, в основном, хозяйствующими субъектами крупного и среднего бизнеса, при наличии следующих условий:
- стремления собственников и высшего руководства получить достоверную информацию и оценку действий руководителей всех уровней управления;
- усложненной структуры;
- наличия филиалов и дочерних компаний;
- разнообразия видов деятельности.
Результативность работы СВА будет во многом определяться ее подчиненностью, которая, безусловно, определяется собственником предприятия. Однако, как показывает практика, деятельность СВА наиболее эффективна, если она подчиняется функционально Комитету по аудиту Совета директоров или другому органу, представляющему интересы собственника при их наличии, а административно – представителю высшего исполнительного руководства хозяйствующего субъекта, определенному собственником.
Это утверждение справедливо, так как указанный Комитет использует результаты деятельности СВА для того, чтобы:
- увеличивать общественное доверие к надежности и объективности публикуемой финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта, т.е. повысить его инвестиционную привлекательность;
- усиливать независимую позицию внешних аудиторов путем представления им дополнительного канала получения достоверной информации;
- содействовать взаимодействию СВА и руководителей всех уровней управления хозяйствующего субъекта.
В предприятиях среднего и малого бизнеса наиболее часто используется структурно-функциональная форма СВК. Ее преимущество перед СВА в меньшей затратности. Эта форма внутреннего контроля предусматривает разработку специалистами хозяйствующего субъекта, как правило, совместно с внешними аудиторами или консультантами комплекса нормативных документов, регламентирующих порядок взаимодействия его структурных единиц и руководителей в части проведения внутреннего контроля, оформления его результатов, а также подготовки рекомендаций по устранению выявленных недостатков и осуществление последующего контроля над их устранением.
Недостаток этой формы в том, что, она недостаточно эффективна на стадии формирования планов проверок и последующего контроля над устранением выявленных недостатков.
Весьма перспективным, как показывает практика, является сочетание СВА со структурно-функциональной формой внутреннего контроля. Такой гибрид весьма полезен с точки зрения экономии затрат при обеспечении достаточно высокой степени эффективности СВК, поскольку небольшая СВА играет роль разработчика, организатора и методолога контрольной работы, проводимой, в основном, силами внутренних контролеров.
В этом случае СВА выполняет следующие организационные функции:
1. Выбор объектов проверки и их предварительное изучение.
2. Разработка общих планов и программ проведения проверки.
3. Формирование команды проверяющих из внутренних аудиторов и внутренних контролеров.
4. Согласование направления и цели проверки с ее заказчиком.
5. Подготовка заключительных материалов по результатам проверки.
6. Составление плана последующего контроля над устранением выявленных недостатков и проверка хода его выполнения, информирования об этом заказчика.