Алгоритмизированное обучение
С развитием программированного обучения тесно связано понятие «алгоритмизация обучения». Л.Н.Ланда предложил алгоритмизировать процесс программированного обучения.
Алгоритм – это правило, предписывающее последовательность действий (операций), которые в силу своей простоты понимаются и легко выполняются. Алгоритм – это система указаний об этих действиях, какие из них и как надо производить.
При алгоритмизированном обучении знания усваиваются посредством выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций. Применение алгоритмов дает возможность строгого контроля над действиями учащихся.
Лекция 24 КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)
Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определенных познавательных действий. Вот почему при планировании усвоения любых знаний необходимо определить в какой деятельности (в каких умениях) они должны использоваться учениками – с какой целью они усваиваются. Учитель должен быть уверен, что учащиеся владеют всей системой действий, составляющих умение учиться.
|
|
Действия – это единица анализа деятельности учащихся. Учитель должен уметь не только выделять действия, входящие в различные виды познавательной деятельности учащихся, но и знать их структуру, функциональные части, основные свойства, этапы и закономерности их становления.
1.Структурный и функциональный анализ действий.
Любое человеческое действие всегда направлено на какой-то (материальный) предмет: плотник обрабатывает бревно, ученик перекладывает палочки при счете, ребенок смотрит на цветок. Но предметом действия могут быть и слова, и представления, и понятия. Например: ученик сравнивает слова «уж» и «червячок», чтобы ответить на вопрос «Какие из них длиннее?».Действие всегда целенаправленно. Ученик складывает два числа, чтобы получить их сумму; выделяет в слове звуки, чтобы найти гласные; определяет род, чтобы узнать надо ли писать в конце слова после шипящих мягкий знак. В результате выполнения действия всегда получают какой-то продукт, результат.
В действии выделяют три основные функции:
-ориентировочную,
- исполнительную,
- контрольно-корректировочную.
Центральной является ориентировочная основа действия (ООД). ООД – это та система условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия.
Ученики часто недооценивают ориентировочную часть, спешат к исполнительной, т.е. к преобразованию предмета действия, к получению результата. Например при решении задачи, они не проанализировав условия, не наметив плана работы, спешат к выполнению действия.
|
|
(Задача: из шести спичек построить 4 равносторонних треугольника.
Два вида ошибок:
1.строят из половинок спичек, либо
2.строят треугольник на плоскости, тогда она не разрешима).
Контрольная часть направлена на проверку правильности результата ориентировочной части и исполнительной. В разных действиях и в разных условиях работы эти части представлены по-разному (копать землю и играть в шахматы). Корректировочная часть может не потребоваться, если действие выполняется успешно.