Этапы формирования умственных действий

Типы ориентировочной основы действий.

Первый характеризуется неполным составом.

Ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действий идет крайне медленно, с большим количеством ошибок. Сформированное действие оказывается чувствительным к малейшим изменениям условий выполнения.

Второй тип ориентировочной основы действий характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия задаются: 1)- в готовом виде 2)- в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия идет быстро и безошибочно. Сформированной действие более устойчив, чем при первом типе. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения.

ООД третьего типа имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерны для общего класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Действию присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса на другие действия.

Пример: формировали действие письма (буква «и»).

На основе I типа ООД показывали образец буквы, которую надо написать. Выделяли ее элементы, давались объяснения: начинаем писать здесь (указывает), ведем по линеечке вниз до сих пор (указывает), теперь закругляем на нижнюю линейку, вот сюда (указывает), а теперь поворачиваем наверх и ведем вот в этот уголочек (указывает), [174 повторения].

На основе II типа ООД дается образец буквы (продукта действия), но при этом на бумагу наносится система точек, по которой легко осуществлять исполнительную часть действия. Ребенок учится копировать эти точки и по ним писать буквы. В этом случае ориентиры пригодны только для этой буквы [22 повторения].

III тип ООД Готовой ООД не дается, а объясняет принцип выделения: опорные точки следует ставить там, где линия меняет направление. Ребенку показывают это не на одной букве, а дальше учат это делать на нескольких типовых буквах алфавита.(освоение общего принципа – «единицы» контура).

1. Формирование мотивации, пробуждение интереса.

2. Составление, уяснение ООД.

3. Выполнение действия в материальном плане с предметами или их изображениями.

4. Выполнение действия в плане громкой речи.

5. Выполнение внешней речи про себя.

6. Выполнение действия в плане сокращенной внутренней речи.

Лекция 25 КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: