Типы ориентировочной основы действий.
Первый характеризуется неполным составом.
Ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действий идет крайне медленно, с большим количеством ошибок. Сформированное действие оказывается чувствительным к малейшим изменениям условий выполнения.
Второй тип ориентировочной основы действий характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия задаются: 1)- в готовом виде 2)- в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия идет быстро и безошибочно. Сформированной действие более устойчив, чем при первом типе. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения.
ООД третьего типа имеет полный состав, ориентиры представлены в общем виде, характерны для общего класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Действию присущи не только быстрота и безошибочность процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса на другие действия.
|
|
Пример: формировали действие письма (буква «и»).
На основе I типа ООД показывали образец буквы, которую надо написать. Выделяли ее элементы, давались объяснения: начинаем писать здесь (указывает), ведем по линеечке вниз до сих пор (указывает), теперь закругляем на нижнюю линейку, вот сюда (указывает), а теперь поворачиваем наверх и ведем вот в этот уголочек (указывает), [174 повторения].
На основе II типа ООД дается образец буквы (продукта действия), но при этом на бумагу наносится система точек, по которой легко осуществлять исполнительную часть действия. Ребенок учится копировать эти точки и по ним писать буквы. В этом случае ориентиры пригодны только для этой буквы [22 повторения].
III тип ООД Готовой ООД не дается, а объясняет принцип выделения: опорные точки следует ставить там, где линия меняет направление. Ребенку показывают это не на одной букве, а дальше учат это делать на нескольких типовых буквах алфавита.(освоение общего принципа – «единицы» контура).
1. Формирование мотивации, пробуждение интереса.
2. Составление, уяснение ООД.
3. Выполнение действия в материальном плане с предметами или их изображениями.
4. Выполнение действия в плане громкой речи.
5. Выполнение внешней речи про себя.
6. Выполнение действия в плане сокращенной внутренней речи.
Лекция 25 КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ (продолжение)
План: