double arrow

Принципы и система экологического права


а) Принципы Экологического права — это руководящие начала экологического права, определяющие направленность и основные черты его развития, являющиеся своего рода каркасом отрасли права.

Всем принципам присущ ряд общих черт – они являются объективно обусловленными и верны лишь постольку, поскольку соответствуют природе и истории. В этой связи, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;




ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя, из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;



обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

сохранение биологического разнообразия;

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;



участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

б) Подсистемой экологического права понимают совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.

Существует несколько точек зрения о системе экологического права. Это объясняется тем, что до разграничения экологического права от природоресурсовых отраслей права система экологического права носила комплексно-отраслевой характер, т.е. экологическое право включало в себя общую, особенную и специальную части. В общей части рассматривались общие, единые для охраны и использования природы вопросы: источники, экологического права, объекты, право собственности, право природопользования, ответственность. В особенной части рассматривались вопросы правового режима охраны и использования земель, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха и комплексные вопросы правовой охраны в промышленности, сельском хозяйстве, городах и т.д. Специальная часть была посвящена международно-правовой охране окружающей природной среды. Некоторые авторы (Б.В. Ерофеев и др.) продолжают и в настоящее время придерживаться этой точки зрения.

Однако, по мнению В.В. Петрова, модернизация отношений между экологическими и природоресурсовыми отраслями права привели к необходимости пересмотра системы экологического права и построения ее применительно к нуждам и потребностям охраны среды в условиях рыночной экономики. По его мнению, система экологического права включает в себя пять экологических частей. Первая - предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования. Вторая - механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды и его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды, экономический механизм природной среды, экологическая экспертиза, экологический контроль и др. Третья часть рассматривает правовую охрану окружающей среды, в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся следующие вопросы: механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в городах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территориях. Четвертая посвящена рассмотрению экологической ответственности. Речь идет об основаниях и видах этой ответственности, нормах, закрепляющих концепцию экологической ответственности, о формах возмещения вреда и методах предупреждения нарушений. Пятая раскрывает механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды, включающий основные принципы, договоры и конвенции, международные объекты охраны, международные природоохранные организации, международные конференции по вопросам экологии и защиты окружающей среды.

Понятие «система экологического права» включает три смысловых значения: отрасль права наука, учебная дисциплина.

Экологическое право как отрасль права. «Первокирпичиком отрасли экологического права является эколого-правовая норма, представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение» Элементами эколого-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза — условие, при котором возможно применить правило, закрепленное в эколого-правовой норме. Диспозиция эколого-правовой нормы - это само правило поведения субъекта правоотношения, закрепленное в норме. Санкция эколого-правовой нормы - это те меры ответственности, которые могут быть применены за невыполнение или ненадлежащее выполнение нормы.

Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в институты, которые, в свою очередь, объединены в отрасль права - экологическое право, подразделенное на Общую и Особенную части.

Существуют различные виды норм: нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды; нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании определенных объектов в интересах обеспечения качества природной среды. Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического. Отраслевые приоритеты содержатся в природно-ресурсных отраслях законодательства; нормы-правила содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются на следующие: предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, управомачивающие, разрешительные и обязывающие.

Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права. В предмет науки дополнительно к информации, составляющей систему экологического права как отрасли права, включаются следующие самостоятельные темы:

метод научных исследований; правоприменительная и правотворческая практика; история развития экологического права; источники экологического права; международно-правовое регулирование природопользования; эколого-правовое регулирование природопользования различных стран мира; источники научно-правовой информации; понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

Экологическое право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний об экологическом праве, отвечающих программе образовательного учреждения. Программа учебного курса экологического права должна разрабатываться на основе Государственного образовательного стандарта к учебной дисциплине «Экологическое право»для юридических вузов и факультетов.

Курс состоит из Общей и Особенной частей. В Общую часть включены разделы, раскрывающие понятие и систему экологического права, содержание права собственности на природные объекты и права природопользования, цели и организацию государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды; понятие ответственности за совершение экологических правонарушений.

В Особенную часть включены разделы, раскрывающие содержание правового режима использования и охраны земель, недр, вод, леса, животного мира, особо охраняемых природных объектов, природной среды населенных пунктов, окружающей природной среды в процессе хозяйственной и иной деятельности, зон с неблагоприятной экологической обстановкой, а также международно-правового механизма окружающей природной среды.







Сейчас читают про: