Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Журналистика в мире политики




ЛЕКЦИЯ 10

«Связь журналистики и политики очевидна, - пишет исследователь М.М.Ковалева, - тем более, что специфика российского журналистского процесса свидетельствует об особой, «генетической» связи этих двух родов интеллектуальной деятельности. Русская пресса родилась как средство политического управления, и на протяжении трехсотлетней истории в каждом веке бывали периоды полной монополии власти на производство информации». Завершение очередного периода государственного информационного монополизма в середине 80-х гг. ХХ века, курс М.С.Горбачева на «новое политическое мышление» и официальное признание приоритетов общечеловеческих идеалов и ценностей во внутренней и внешней политике, отказ от концепции конфронтации в пользу концепций взаимозависимости и партнерства в решении российских и мировых проблем явились теми политическими условиями, которые были необходимы для начала движения российской журналистики к подлинной свободе слова и выполнению своей демократической миссии «института, призванного служить оглашению общественных инициатив, социальному самоконтролю, сотворческому партнерству различных политических сил» .

Ресурсы журналистики как политического и социального института и системы каналов массовой коммуникации представляют сегодня, пожалуй, главный интерес для большинства участников – субъектов политического процесса: для власти и бизнеса, политических деятелей и «политтехнологов», общественных и политических организаций, различных социальных групп и общностей.

Миссия демократической журналистики - организовывать информационный обмен, являясь дискуссионной «площадкой» для свободного выражения мнений, взглядов и позиций граждан, предоставлять возможность различным социальным группам вести дискуссии по общественным проблемам, служить общественному самоуправлению, давать достоверную, полную и надежную информацию, необходимую обществу и гражданам для осуществления гражданских прав и свобод и корректировки направления общественного развития. Но проблема в том, что большинство субъектов политического процесса рассматривают журналистику и журналистов лишь в качестве средства и инструментов политического управления или упрочения их собственного коммерческого положения, стремясь свести ее функции лишь к удовлетворению своих узкособственных потребностей и амбиций. Этому способствует как недостаточный уровень политической культуры большей части аудитории, недостаточная подготовленность общественного политического сознания к цивилизованному диалогу, так и отсутствие условий для такого диалога. В то время как рассмотрение функций и задач демократической журналистики остается лишь темой лекций, семинаров и письменных работ на факультетах журналистики.




Недостаточно профессиональный уровень осмысления российскими журналистами-практиками феномена политической журналистики, профессиональных задач политического журналиста показали материалы опроса, опубликованного в сборнике «Десять интервью о политической журналистике». Известные – в том числе своей политической активностью – журналисты (такие, как А.Венедиктов, Б.Кагарлицкий, А.Проханов) либо отвергали сам феномен политической журналистики, либо не могли определить ее назначение и задачи. Показательно, как «политическую позицию» радиостанции «Эхо Москвы» в отношении российских властей сформулировал ее главный редактор Алексей Венедиктов в интервью каналу НТВ для репортажа, посвященного 15-летию радиостанции: «…Мы будем гоняться за властью, покусывать власть».

Пройдя 20-летний путь экономических, юридических и социально-культурных преобразований и реформ, отечественная журналистика по-прежнему сохраняет зависимость от власти, существует в условиях низкого уровня экономической конъюнктуры, коммерциализации и неблагоприятного правового режима. Исследователь правовых проблем российских СМИ М.А.Федотов подчеркивает незрелость демократических изменений в российском обществе: «Поскольку и рынок, и демократия неполноценные, далекие от мировых стандартов, постольку и проводимые реформы нередко имеют результаты, прямо противоположные желаемым». Аудитория теряет интерес к прессе, что выражается в падении тиражей печатных изданий. Исследователь С.П.Лукницкий даже идентифицирует такое явление, как «антиСМИтизм». Раздражение аудитории вызывает «отсутствие культуры свободной и честной журналистики на фоне экономического кризиса, юридической необустроенности и нравственной неразберихи».



Особая проблема как отечественной, так и мировой журналистики – изменение содержания продукта, производимого медиакомпаниями, под влиянием глобализации. Американские журналисты, организаторы «Комитета заинтересованных журналистов» Билл Ковач и Том Розенстил в исследовании «Элементы журналистики» так описывают эту ситуацию: «Одно дело, когда Голливуд делает все больше боевиков, потому что перестрелки и фейерверки не требуют перевода и зарабатывают больше денег за рубежом. Другое дело, когда решения о том, что показывать в новостях, основываются на аналогично упрощенном мировоззрении». А вот мнение российского культуролога А.Прохорова, председателя совета директоров «Пилот ТВ»: «Под видом новостей ТВ транслирует другой новостной продукт, не нужный, не полезный зрителю, а интересный ему. Это огромная разница. Когда это интересно зрителю, это тут же означает, что перед нами новости, как эстетический феномен, который должен привлечь внимание». Об игре - как о сложившемся журналистском жанре, который противостоит всем остальным жанрам журналистики, «заместив познание уводящей от жизни эмоциональной разрядкой», - пишет В.Т.Третьяков: «Игра как журналистский жанр есть развлечение аудитории через вовлечение ее в наблюдение за упрощенно-соревновательными моделями жизненных ( в том числе и общественно-значимых) ситуаций, в которых примитивизированы мотивы, ход и следствия человеческих поступков».

Отклонение от журналистики, направленной на созидание гражданского общества, происходит также под воздействием процессов конгломерации бизнеса: «Конгломерация инфо-бизнеса ставит под удар выживание прессы как независимого института по мере того, как журналистика становится отделом внутри больших корпораций, которые заняты другими деловыми проблемами. Американская журналистика скупается развлекательной индустрией и интернет-торговлей, которые сегодня играют ту же роль, какую играли стальная и химическая индустрия в 30-е годы. Это повлияло на то, как европейская пресса освещала рост фашизма. Милитаризм был полезен большому бизнесу».

Российская специфика: контроль государственных структур над всеми федеральными телеканалами в контексте отечественных «имперских традиций» не располагает к выполнению журналистских функций служить интересам общественного самоуправления, быть независимым критиком. Частные телеканалы специализируются, в основном, на развлечении аудитории.

«Владельцы канала СТС не заводят у себя информационного вещания. Потому что владельцы канала СТС владеют еще и ТНК и долями в Мегафоне и Билайне. Фридман, Дерипаска, Абрамович денег не вкладывают в прессу. У них есть еще что-то серьезное, и они знают прекрасно, что какие-то там звонки могут привести к отъему основного бизнеса», - слова Л. Парфенова, сказанные на встрече с журналистами в Новосибирском пресс-клубе в апреле 2005 г.

Внутренние препятствия журналистики, мешающие осуществлению ее истинных задач, исследователи определяют как «асоциальные тенденции в журналистике». Асоциальность прессы, по определению С.Г.Корконосенко, - «неразвитость ее общественного содержания» вследствие «неразвитости общественного самосознания» журналистов. Отклонение журналистского поведения от нормы проявляется как «несоответствие юридическим и морально-нравственным нормам, аудиторным ожиданиям и эффективным стандартам деятельности». Журналистика, пренебрегая объективной реальностью, общественными потребностями, замыкаясь на своих интересах, тиражирует журналистские материалы, переполненные игровыми элементами и шоу-эффектами, которые понятны лишь «посвященным». Журналистика, отворачиваясь от общества, создает свою информационную реальность, фактически игнорируя общественные интересы.

Особенно актуальными в этом контексте являются исследования теоретиков журналистики о задачах и миссии журналистики на пути движения к общественному прогрессу и ее возможном вкладе в построение гражданского общества.Так, о журналистике как о «лаборатории общественной мысли» пишет профессор факультета журналистики СПбГУ В.А. Сидоров: «Идея гражданского общества – это попытка возвращения человека в политику, органичного сопряжения в его жизни частного и общественного. Она созвучна представлениям о демократической сути журналистики: не одни профессионалы должны быть в ней представлены, журналистика есть средство выражения общественных потенций любого индивида, без исключения». Тот же исследователь констатирует факт расширения современного понятия «политика»: оно означает теперь не только искусство управления государством, но и участие в делах государства, участие в разработке и принятии государственных решений, определение задач, содержания и форм функционирования государства, участие в деятельности социальных общностей, направленных на удовлетворение своих интересов с помощью власти. Это и отношения между социальными группами, классами, государствами, народами по поводу власти, устройство общественной жизни с целью обеспечения порядка и безопасности граждан.

Профессиональная деятельность журналиста – носителя определенного уровня политической культуры и политического мышления - является политической, поскольку прямо или косвенно влияет на политические процессы. Распространяя определенные политические идеи, ценности, интересы или концепции, профессиональный журналист так или иначе воздействует на взгляды, установки и поведение других участников массовой коммуникации, способствуя видоизменению политической культуры общества в целом. Важная социальная задача журналистики - не только отражать политическую реальность, но и участвовать в ее формировании. Эти задачи в полной мере относятся и к специалистам по связям с общественностью – многие из которых являются оргиназиторами или активными участниками различных политических и предвыборных кампаний. Таким образом, политологичеcкая составляющая профессиональной подготовки как журналистов, так и PR-специалистов – активных участников социальных и политических процессов - выдвигается на первый план самой жизнью. Учебная специализация по политической журналистике, призванная обеспечить «адекватное понимание роли прессы в обществе и ее оптимального взаимодействия с другими социальными институтами и субъектами» уже введена в Белорусском, Санкт-Петербургском, Московском, Уральском университетах.

Задачи новой дисциплины – политологии журналистики - сформулировал декан факультета журналистики Белорусского государственного университета В.П. Воробъев:

- сформировать знания в области взаимодействия системы средств массовой информации с властными институтами государства и политическими организациями;

- выработать комплексный подход к журналистике не только как к социальному институту, но и как к субъекту политического процесса;

- закрепить теоретические знания и практические навыки на уровне политической культуры журналиста в соответствии с динамикой политических процессов, местом и ролью системы СМИ в политическом пространстве страны;

- - раскрыть технологии участия журналистики в политическом процессе,

- показать место и роль государства в формировании информационной политики, формы и методы политико-правового регулирования информационной и политической сфер;

- познакомить студентов с технологиями воздействия на прессу со стороны политических структур, владельцев информационных предприятий;

Проблема формирования культуры профессионального политического мышления журналистов и PR- специалистов - не только проблема образования, но и проблема воспитания: многие исследователи сегодня пишут о том, что нужна новая модель подготовки специалистов, которая позволит развивать человеческие качества и этику. «Универсальность высшего образования подразумевает, что оно призвано не только давать знания, но и воспитывать человека. В период кризиса ценностей оно призвано играть этическую роль направляющего характера». В период торжества политтехнологий, многообразия каналов массовой информации и информационных контекстов важно определить социальные роли журналистики и осознать истинную задачу средств массовой информации: быть проводником демократизирующей активности, способствовать развитию гражданского общества, включению граждан в процессы общественного самоуправления. Это значимо не только для тех, кто начинает строить свою карьеру в сфере СМИ, но и для всего общества, которому нужна информация, которой можно доверять.

Литература

Cидоров В.А. Журналистика в политической системе общества./Журналистика в мире политики. СПб, 2004.

Ковалева М.М. Политический процесс и журналистика. /В сб. Журналистика и социология’2001. Политология журналистики. Ред.-сост. Корконосенко С.Г. СПб., 2002.

Корконосенко C.Г. Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия. Спб., 2004.

Десять интервью о политической журналистике: сборник интервью. Под ред. Л.Л.Реснянской. М., 2001.

Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002.

Материалы 3-й Всероссийской конференции руководителей региональных телерадиокомпаний «Логика успеха-2003»: «Новости как мистификация».

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004.





Дата добавления: 2014-02-18; просмотров: 3769; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8343 - | 7274 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Общие положения. Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»
  2. I. Основные направления внешней политики
  3. III. Демонтаж Новой экономической политики
  4. III. Основные задачи государственной политики в области экологического развития
  5. III. Принципы положенные в основу демографической политики в концепции РФ
  6. III. Проблемы внешней политики Турции
  7. IV. Институциональные аспекты политики
  8. VI. Основные механизмы и этапы реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности
  9. VI. Социокультурные факторы политики. Политические идеологии
  10. А. Основные задачи внешней политики России во второй половине XVIII в
  11. Активизация информационной политики привела к информатизации в законодательстве
  12. Амортизационные отчисления. Связь амортизационной политики с финансовыми результатами деятельности организации


 

18.206.48.142 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.