Журналистика в мире политики

ЛЕКЦИЯ 10

«Связь журналистики и политики очевидна, - пишет исследователь М.М.Ковалева, - тем более, что специфика российского журналистского процесса свидетельствует об особой, «генетической» связи этих двух родов интеллектуальной деятельности. Русская пресса родилась как средство политического управления, и на протяжении трехсотлетней истории в каждом веке бывали периоды полной монополии власти на производство информации». Завершение очередного периода государственного информационного монополизма в середине 80-х гг. ХХ века, курс М.С.Горбачева на «новое политическое мышление» и официальное признание приоритетов общечеловеческих идеалов и ценностей во внутренней и внешней политике, отказ от концепции конфронтации в пользу концепций взаимозависимости и партнерства в решении российских и мировых проблем явились теми политическими условиями, которые были необходимы для начала движения российской журналистики к подлинной свободе слова и выполнению своей демократической миссии «института, призванного служить оглашению общественных инициатив, социальному самоконтролю, сотворческому партнерству различных политических сил».

Ресурсы журналистики как политического и социального института и системы каналов массовой коммуникации представляют сегодня, пожалуй, главный интерес для большинства участников – субъектов политического процесса: для власти и бизнеса, политических деятелей и «политтехнологов», общественных и политических организаций, различных социальных групп и общностей.

Миссия демократической журналистики - организовывать информационный обмен, являясь дискуссионной «площадкой» для свободного выражения мнений, взглядов и позиций граждан, предоставлять возможность различным социальным группам вести дискуссии по общественным проблемам, служить общественному самоуправлению, давать достоверную, полную и надежную информацию, необходимую обществу и гражданам для осуществления гражданских прав и свобод и корректировки направления общественного развития. Но проблема в том, что большинство субъектов политического процесса рассматривают журналистику и журналистов лишь в качестве средства и инструментов политического управления или упрочения их собственного коммерческого положения, стремясь свести ее функции лишь к удовлетворению своих узкособственных потребностей и амбиций. Этому способствует как недостаточный уровень политической культуры большей части аудитории, недостаточная подготовленность общественного политического сознания к цивилизованному диалогу, так и отсутствие условий для такого диалога. В то время как рассмотрение функций и задач демократической журналистики остается лишь темой лекций, семинаров и письменных работ на факультетах журналистики.

Недостаточно профессиональный уровень осмысления российскими журналистами-практиками феномена политической журналистики, профессиональных задач политического журналиста показали материалы опроса, опубликованного в сборнике «Десять интервью о политической журналистике». Известные – в том числе своей политической активностью – журналисты (такие, как А.Венедиктов, Б.Кагарлицкий, А.Проханов) либо отвергали сам феномен политической журналистики, либо не могли определить ее назначение и задачи. Показательно, как «политическую позицию» радиостанции «Эхо Москвы» в отношении российских властей сформулировал ее главный редактор Алексей Венедиктов в интервью каналу НТВ для репортажа, посвященного 15-летию радиостанции: «…Мы будем гоняться за властью, покусывать власть».

Пройдя 20-летний путь экономических, юридических и социально-культурных преобразований и реформ, отечественная журналистика по-прежнему сохраняет зависимость от власти, существует в условиях низкого уровня экономической конъюнктуры, коммерциализации и неблагоприятного правового режима. Исследователь правовых проблем российских СМИ М.А.Федотов подчеркивает незрелость демократических изменений в российском обществе: «Поскольку и рынок, и демократия неполноценные, далекие от мировых стандартов, постольку и проводимые реформы нередко имеют результаты, прямо противоположные желаемым». Аудитория теряет интерес к прессе, что выражается в падении тиражей печатных изданий. Исследователь С.П.Лукницкий даже идентифицирует такое явление, как «антиСМИтизм». Раздражение аудитории вызывает «отсутствие культуры свободной и честной журналистики на фоне экономического кризиса, юридической необустроенности и нравственной неразберихи».

Особая проблема как отечественной, так и мировой журналистики – изменение содержания продукта, производимого медиакомпаниями, под влиянием глобализации. Американские журналисты, организаторы «Комитета заинтересованных журналистов» Билл Ковач и Том Розенстил в исследовании «Элементы журналистики» так описывают эту ситуацию: «Одно дело, когда Голливуд делает все больше боевиков, потому что перестрелки и фейерверки не требуют перевода и зарабатывают больше денег за рубежом. Другое дело, когда решения о том, что показывать в новостях, основываются на аналогично упрощенном мировоззрении». А вот мнение российского культуролога А.Прохорова, председателя совета директоров «Пилот ТВ»: «Под видом новостей ТВ транслирует другой новостной продукт, не нужный, не полезный зрителю, а интересный ему. Это огромная разница. Когда это интересно зрителю, это тут же означает, что перед нами новости, как эстетический феномен, который должен привлечь внимание». Об игре - как о сложившемся журналистском жанре, который противостоит всем остальным жанрам журналистики, «заместив познание уводящей от жизни эмоциональной разрядкой», - пишет В.Т.Третьяков: «Игра как журналистский жанр есть развлечение аудитории через вовлечение ее в наблюдение за упрощенно-соревновательными моделями жизненных (в том числе и общественно-значимых) ситуаций, в которых примитивизированы мотивы, ход и следствия человеческих поступков».

Отклонение от журналистики, направленной на созидание гражданского общества, происходит также под воздействием процессов конгломерации бизнеса: «Конгломерация инфо-бизнеса ставит под удар выживание прессы как независимого института по мере того, как журналистика становится отделом внутри больших корпораций, которые заняты другими деловыми проблемами. Американская журналистика скупается развлекательной индустрией и интернет-торговлей, которые сегодня играют ту же роль, какую играли стальная и химическая индустрия в 30-е годы. Это повлияло на то, как европейская пресса освещала рост фашизма. Милитаризм был полезен большому бизнесу».

Российская специфика: контроль государственных структур над всеми федеральными телеканалами в контексте отечественных «имперских традиций» не располагает к выполнению журналистских функций служить интересам общественного самоуправления, быть независимым критиком. Частные телеканалы специализируются, в основном, на развлечении аудитории.

«Владельцы канала СТС не заводят у себя информационного вещания. Потому что владельцы канала СТС владеют еще и ТНК и долями в Мегафоне и Билайне. Фридман, Дерипаска, Абрамович денег не вкладывают в прессу. У них есть еще что-то серьезное, и они знают прекрасно, что какие-то там звонки могут привести к отъему основного бизнеса», - слова Л. Парфенова, сказанные на встрече с журналистами в Новосибирском пресс-клубе в апреле 2005 г.

Внутренние препятствия журналистики, мешающие осуществлению ее истинных задач, исследователи определяют как «асоциальные тенденции в журналистике». Асоциальность прессы, по определению С.Г.Корконосенко, - «неразвитость ее общественного содержания» вследствие «неразвитости общественного самосознания» журналистов. Отклонение журналистского поведения от нормы проявляется как «несоответствие юридическим и морально-нравственным нормам, аудиторным ожиданиям и эффективным стандартам деятельности». Журналистика, пренебрегая объективной реальностью, общественными потребностями, замыкаясь на своих интересах, тиражирует журналистские материалы, переполненные игровыми элементами и шоу-эффектами, которые понятны лишь «посвященным». Журналистика, отворачиваясь от общества, создает свою информационную реальность, фактически игнорируя общественные интересы.

Особенно актуальными в этом контексте являются исследования теоретиков журналистики о задачах и миссии журналистики на пути движения к общественному прогрессу и ее возможном вкладе в построение гражданского общества.Так, о журналистике как о «лаборатории общественной мысли» пишет профессор факультета журналистики СПбГУ В.А. Сидоров: «Идея гражданского общества – это попытка возвращения человека в политику, органичного сопряжения в его жизни частного и общественного. Она созвучна представлениям о демократической сути журналистики: не одни профессионалы должны быть в ней представлены, журналистика есть средство выражения общественных потенций любого индивида, без исключения». Тот же исследователь констатирует факт расширения современного понятия «политика»: оно означает теперь не только искусство управления государством, но и участие в делах государства, участие в разработке и принятии государственных решений, определение задач, содержания и форм функционирования государства, участие в деятельности социальных общностей, направленных на удовлетворение своих интересов с помощью власти. Это и отношения между социальными группами, классами, государствами, народами по поводу власти, устройство общественной жизни с целью обеспечения порядка и безопасности граждан.

Профессиональная деятельность журналиста – носителя определенного уровня политической культуры и политического мышления - является политической, поскольку прямо или косвенно влияет на политические процессы. Распространяя определенные политические идеи, ценности, интересы или концепции, профессиональный журналист так или иначе воздействует на взгляды, установки и поведение других участников массовой коммуникации, способствуя видоизменению политической культуры общества в целом. Важная социальная задача журналистики - не только отражать политическую реальность, но и участвовать в ее формировании. Эти задачи в полной мере относятся и к специалистам по связям с общественностью – многие из которых являются оргиназиторами или активными участниками различных политических и предвыборных кампаний. Таким образом, политологичеcкая составляющая профессиональной подготовки как журналистов, так и PR-специалистов – активных участников социальных и политических процессов - выдвигается на первый план самой жизнью. Учебная специализация по политической журналистике, призванная обеспечить «адекватное понимание роли прессы в обществе и ее оптимального взаимодействия с другими социальными институтами и субъектами» уже введена в Белорусском, Санкт-Петербургском, Московском, Уральском университетах.

Задачи новой дисциплины – политологии журналистики - сформулировал декан факультета журналистики Белорусского государственного университета В.П. Воробъев:

- сформировать знания в области взаимодействия системы средств массовой информации с властными институтами государства и политическими организациями;

- выработать комплексный подход к журналистике не только как к социальному институту, но и как к субъекту политического процесса;

- закрепить теоретические знания и практические навыки на уровне политической культуры журналиста в соответствии с динамикой политических процессов, местом и ролью системы СМИ в политическом пространстве страны;

- - раскрыть технологии участия журналистики в политическом процессе,

- показать место и роль государства в формировании информационной политики, формы и методы политико-правового регулирования информационной и политической сфер;

- познакомить студентов с технологиями воздействия на прессу со стороны политических структур, владельцев информационных предприятий;

Проблема формирования культуры профессионального политического мышления журналистов и PR- специалистов - не только проблема образования, но и проблема воспитания: многие исследователи сегодня пишут о том, что нужна новая модель подготовки специалистов, которая позволит развивать человеческие качества и этику. «Универсальность высшего образования подразумевает, что оно призвано не только давать знания, но и воспитывать человека. В период кризиса ценностей оно призвано играть этическую роль направляющего характера». В период торжества политтехнологий, многообразия каналов массовой информации и информационных контекстов важно определить социальные роли журналистики и осознать истинную задачу средств массовой информации: быть проводником демократизирующей активности, способствовать развитию гражданского общества, включению граждан в процессы общественного самоуправления. Это значимо не только для тех, кто начинает строить свою карьеру в сфере СМИ, но и для всего общества, которому нужна информация, которой можно доверять.

Литература

Cидоров В.А. Журналистика в политической системе общества./Журналистика в мире политики. СПб, 2004.

Ковалева М.М. Политический процесс и журналистика. /В сб. Журналистика и социология’2001. Политология журналистики. Ред.-сост. Корконосенко С.Г. СПб., 2002.

Корконосенко C.Г. Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия. Спб., 2004.

Десять интервью о политической журналистике: сборник интервью. Под ред. Л.Л.Реснянской. М., 2001.

Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002.

Материалы 3-й Всероссийской конференции руководителей региональных телерадиокомпаний «Логика успеха-2003»: «Новости как мистификация».

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. М., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: