Гражданская журналистика - журналистика соучастия.
ЛЕКЦИЯ 13
Разнообразные подходы к проблеме информационного взаимодействия социальных групп, индивидов, народов, государств, цивилизаций можно свести к двум группам. К первой можно отнести технологии и теории, подразумевающие несимметричную коммуникацию, когда одна сторона коммуникации определяет ее содержание и способы, а другая - лишь подчиняется. Такую коммуникацию исследователи называют репрессивной. Другая практика опирается на идею симметричной коммуникации, объединяющей равноправных партнеров - это диалогическая коммуникация.
По мнению И. Дзялошинского, в политической и медийной сфере России господствуют репрессивные технологии общения и коммуникации. В СМИ часто встречаются термины «зомбирование», «манипулятивные технологии», «психологические операции», «политические игры» и т.п. Все это во многом - способы скрытого принуждения личности к определенному поведению. Cовременные средства массовой информации являются не только средством связи и доступа к информации, но и обретают черты инструмента формирования сознания и мнений огромных аудиторий. Социологические исследования западных СМИ установили, что СМИ во многом являются «манипуляторами сознания».
|
|
Д. Драгунский, руководитель Института национального проекта, считает, что «в нынешней России отсутствует даже попытка серьезного диалога между различными группами общества. В стране царит молчание по поводу самых серьезных, самых насущных вопросов бытия».
3 вида коммуникации выявляет И. Дзялошинский:
1. Целью является передача адресату определенного сообщения - обогащение адресата.
2. Цель коммуникации - не обогатить другого, а подчинить его себе (риторика Цицерона).
3.Цель коммуникации - объединить себя и адресата в союзе равных, ищущих решение вопроса,
сотрудничество (Диалогическая модель Сократа).
Точная, полная и своевременно переданная информация дает адресату возможность принять правильное решение, совершить определенные действия, обогатить его и ту общность, членом которой он является.
В настоящее время в медиасреде России сосуществуют все три типа коммуникации.
Принципы диалога:
- содержание диалога включает проблемы и вопросы, ради которых организуется диалог;
- диалог осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают друг друга как партнеров;
- разрешение конфликтов не силовыми средствами или методами борьбы без правил, а в ходед всестороннего обсуждения спорных вопросов;
- диалог личностно ориентирован и ведется от собственного имени;
|
|
- диалог - творческий процесс.
Социальные условия успешного диалога:
- наличие социальной проблемы, реально интересующей потенциальных участников диалога;
- отсутствие однозначного решения проблемы;
- признание права на мнения за каждым из участников;
- признание невозможным применение силовых методов;
- признание равенства всех точек зрения.
Организационные условия медиадиалога:
- определение характера проблемной ситуации;
- ясные формулировки вопросов, требующих ответа;
обеспечение участия в диалоге всех заинтересованных сторон;
- предоставление возможности высказаться каждой стороне;
- соблюдение регламента диалога.
Литература
И. Дзялошинский. Персональный сайт в интернете dzyalosh.ru/dostup.shtml.
С. Муратова «Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром». - М.: Искусство, 1983.
Т.З. Адамьянц «К диалогической телекоммуникации: От воздеийствия к взаимодеийствию» М., 1999) и др.
Прохоров Е.П. Режим диалога для демократическоий журналистики открытого общества. - М., 2002;
Груша А.В. Формы и методы организации взаимодеийствия субъектов политики. Пресса и политическиий диалог. - М., 2001;
Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. - М., 2001.
Реснянская Л.Л. Общественныий диалог и политическая культура общества. - М., 2003.