double arrow

Организация, принципы и социальные условия успешного медиадиалога

Гражданская журналистика - журналистика соучастия.

ЛЕКЦИЯ 13

Разнообразные подходы к проблеме информационного взаимодействия социальных групп, индивидов, народов, государств, цивилизаций можно свести к двум группам. К первой можно отнести технологии и теории, подразумевающие несимметричную коммуникацию, когда одна сторона коммуникации определяет ее содержание и способы, а другая - лишь подчиняется. Такую коммуникацию исследователи называют репрессивной. Другая практика опирается на идею симметричной коммуникации, объединяющей равноправных партнеров - это диалогическая коммуникация.

По мнению И. Дзялошинского, в политической и медийной сфере России господствуют репрессивные технологии общения и коммуникации. В СМИ часто встречаются термины «зомбирование», «манипулятивные технологии», «психологические операции», «политические игры» и т.п. Все это во многом - способы скрытого принуждения личности к определенному поведению. Cовременные средства массовой информации являются не только средством связи и доступа к информации, но и обретают черты инструмента формирования сознания и мнений огромных аудиторий. Социологические исследования западных СМИ установили, что СМИ во многом являются «манипуляторами сознания».

Д. Драгунский, руководитель Института национального проекта, считает, что «в нынешней России отсутствует даже попытка серьезного диалога между различными группами общества. В стране царит молчание по поводу самых серьезных, самых насущных вопросов бытия».

3 вида коммуникации выявляет И. Дзялошинский:

1. Целью является передача адресату определенного сообщения - обогащение адресата.

2. Цель коммуникации - не обогатить другого, а подчинить его себе (риторика Цицерона).

3.Цель коммуникации - объединить себя и адресата в союзе равных, ищущих решение вопроса,

сотрудничество (Диалогическая модель Сократа).

Точная, полная и своевременно переданная информация дает адресату возможность принять правильное решение, совершить определенные действия, обогатить его и ту общность, членом которой он является.

В настоящее время в медиасреде России сосуществуют все три типа коммуникации.

Принципы диалога:

- содержание диалога включает проблемы и вопросы, ради которых организуется диалог;

- диалог осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают друг друга как партнеров;

- разрешение конфликтов не силовыми средствами или методами борьбы без правил, а в ходед всестороннего обсуждения спорных вопросов;

- диалог личностно ориентирован и ведется от собственного имени;

- диалог - творческий процесс.

Социальные условия успешного диалога:

- наличие социальной проблемы, реально интересующей потенциальных участников диалога;

- отсутствие однозначного решения проблемы;

- признание права на мнения за каждым из участников;

- признание невозможным применение силовых методов;

- признание равенства всех точек зрения.

Организационные условия медиадиалога:

- определение характера проблемной ситуации;

- ясные формулировки вопросов, требующих ответа;

обеспечение участия в диалоге всех заинтересованных сторон;

- предоставление возможности высказаться каждой стороне;

- соблюдение регламента диалога.

Литература

И. Дзялошинский. Персональный сайт в интернете dzyalosh.ru/dostup.shtml.

С. Муратова «Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром». - М.: Искусство, 1983.

Т.З. Адамьянц «К диалогической телекоммуникации: От воздеийствия к взаимодеийствию» М., 1999) и др.

Прохоров Е.П. Режим диалога для демократическоий журналистики открытого общества. - М., 2002;

Груша А.В. Формы и методы организации взаимодеийствия субъектов политики. Пресса и политическиий диалог. - М., 2001;

Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога. - М., 2001.

Реснянская Л.Л. Общественныий диалог и политическая культура общества. - М., 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: