Конкуренции

Если товаропроизводитель продаёт товаров столько, сколько он хочет и может продать, а рыночная цена остаётся неизменной, то на рынке имеет место совершенная конкуренция (а), а сам товаропроизводитель является совершенным конкурентом. Если же фирма увеличивает количество товаров, поставляемых на рынок, и цена падает, то на рынке имеет место несовершенная конкуренция (б).

Принято выделять три основныхвида (модели) несовершенной конкуренции:

1) Монополистическую конкуренцию, которая, как следует из её названия, предполагает сочетание монополии иконкуренции. Она подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию (различные виды одежды, обуви, мебели, рознично-торговых услуг и т.п.).

2) Олигополию (групповую монополию) – рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка. Выделяют чистую (производящую однородный товар – нефть, сталь, цемент) и дифференцированную (производящую разнообразную продукцию – автомобили, кузнечно – прессовое оборудование, металлообрабатывающие станки, автомобили и др.) олигополии.

3) Чистую (абсолютную) монополию, существующую там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Конкуренция постоянно находится под воздействием и угрозой монополизации – сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства.

Процесс монополизации рынка, представляющий собой один из важнейших экономических законов, профессор А.Г.Войтов рассматривает в такой логической схеме: Труд → Хозяйство → Экономика→ Рынок → Капитал→ Накопление → Концентрация → Централизация → Монополизация (Монополия ).

Таким образом, на определённом историческом этапе экономического развития конкуренция в результате концентрации и централизации капитала создаёт монополию – своего антипода и злейшего врага. Монополия – древняя форма материальных отношений. Например, ещё в IV-III веках до нашей эры Аристотель изучал монопольные права монархов.

В период промышленного подъёма 1895-1899 гг. и кризиса 1900-1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств, достигнув максимума в ХХ веке. Сегодня монополии – это «лицо», ведущая сила рынка и общества вообще.

В основе современного значения монополий лежит взаимодействие многих законов, в том числе и свободного рынка и рынка бизнеса. Следует подчеркнуть, что монополия и конкуренция это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две реальные стороны одного и того же рыночного взаимодействия. С усилением господства монополий усиливается конкурентная борьба как между, так и внутри них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: