Понятие «функция» многозначно. Основными смыслами, в которых используется данное понятие, являются: назначение, свойство, отношение, действие. Эту многозначность необходимо иметь в виду, когда идет речь об организационных функциях. В высказывании: «для социальной организации функции вытекают из потребностей, целей, имеют нормативный характер и отражают назначение, обязанность или роль организации в системе более высокого порядка», – акцент сделан на понимании функции как назначение. Когда сотрудники использует офисную технику в личных целях (например, поддерживают связь с одноклассниками – это деятельность, но не организационная функция.
Под функцией понимается нормативное содержание служебного действия. То есть функция – это определенная деятельность, которую необходимо осуществить для достижения поставленных целей.
В организации осуществляются десятки и сотни действий, направленных на достижение цели. Их необходимо определить, сгруппировать, структурировать, упорядочить выполнение, обеспечить необходимыми ресурсами. Иначе не будет получен желаемый результат. Вариантов структурирования функций достаточно много: от простых, опирающихся на здравый смысл, до сложных, использующих достижения современных информационных технологий.
|
|
Каждая функция является определенным видом необходимых работ по использованию, преобразованию, управлению определенным ресурсом. Соотношение между основными ресурсами и функциями организации приводится в таблице[53].
Основной используемый ресурс | Функция организации |
Время | Планирование |
Потребитель | Маркетинг |
Бизнес | Предпринимательство |
Деньги | Финансы |
Люди | Организация |
Технологии | Производство |
Идеи | Инновация |
Данные | Информация |
Культура | Социальное развитие |
Как правило, перечисление организационных функций включает группу, получившую название «функции администрирования» (или управленческиефункции): установление целей, разработка стратегий, планирование работы, мотивация, координация, учет и оценка работы, контроль, обратная связь (коммуникация). Функции администрирования необходимо отличать от командно-административных методов управления (прямого влияния должностных лиц, одностороннего принятия решений, безусловной обязательности исполнения).
Специалисты выделяют базовый, отраслевой, групповой и специальный наборы функций управления,[54] тем самым создавая предпосылки создания определенной функциональной модели организации.