Договоры транспортной экспедиции и перевозки

Договор транспортной экспедиции иногда ошибочно трактуют как договор перевозки. Это совершенно не точно. По своей природе этого договор является агентским.

Прошлые ученые, в частности Шершеневич, говорили, что у экспедитора нет транспортных средств, вследствие чего он не может осуществлять перевозку. Но изменения, произошедшие за 100 с лишним лет привели к появлению экспедиторских организаций, располагающих мощным транспортом, в основном автомобильном и способны осуществлять массовые перевозки. Но они выполняются в сочетании с экспедиционными услугами и называются доставкой, а не перевозкой.

Отличительные черты договора определяются сферой его применения. Здесь услуги оказываются в связи с процессом перевозки.

Существуют книжная, почтовая, денежная экспедиция, но они также связаны с перевозкой соответствующего имущества. Вне перевозки никакого экспедирования не бывает.

Отношения по экспедирования регулируются законом 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности». Закон регламентирует только товарное экспедирование и напрямую относятся к коммерческой деятельности.

Согласно закону Правительство Постановлением от 08.09.06 № 554 утвердило Правила транспортно-экспедиционной деятельности.

Договор определяется следующим образом.

По договору транспортной экспедиции одна сторона – экспедитор, обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить, организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой грузов.

Речь идет об услугах, связанных с перевозкой, а не собственно о перевозке. Обязанности по экспедированию принимают на себя различные субъекты. Прежде всего, это специализированные экспедиционные агентства.

Они заключают с клиентами договоры на оказание комплекса услуг по организации доставки груза от склада отправителя до склада получателя. По принятой терминологии это называется «от двери до двери».

Здесь экспедиторы отвечают за весь процесс доставки груза. В том числе в смешанном сообщении.

В зарубежном практике подобные экспедиторы называются «операторами».

Развитие экспедиционной деятельности идет в направлении увеличения числа таких организаций, располагающих своим парком автомобилей, контейнеровзов, терминалами и товарными складами.

Они обеспечивают в единстве процесс экспедирования и доставки!

Затем отдельные экспедиционные обязанности возлагаются на работников транспорта непосредственно занятых перевозкой груза.

Так, на автотранспорте шофер наряду с перевозкой, как правило, выполняет для клиента обязанности по экспедированию. Он может производить увязку, укрытие и крепление груза в кузове, следить за сохранностью, оформлять на станции документы для клиента.

В таких случаях, шофер уже становится шофером-экспедитором и за выполняемые услуги получает надбавку к зарплате.

На морском транспорте определенные экспедиционные услуги оказываются экипажем судна. Надо сказать, что все это формировалось постепенно. В стране у нас до 1951 года шофер, перевозивший груз, был обязан только соблюдать ПДД. А экспедиционные функции выполнял человек, который сидел рядом с шофером – принимал – сдавал, товар, увязывал его и т.п.

Но правительство подумало «а зачем нам возить не только груз, но и пассажира» и было подписано Сталиным положение о возложении на шофера экспедиторских функций. Итого – шофер стал экспедитором.

Такие же процессы были и на морском и речном транспорте, но немного пораньше.

Договоры предусматривают оказание экспедиторами как фактических, так и юридических услуг – это свойственно агентированию.

Фактические услуги – проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке (упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, отгрузка и выгрузка, организация доставки груза на станции или в порт или со станции к получателю, уведомление клиента об отправленных или прибывших в его адрес грузов и иные действия).

Наряду с фактическими, экспедитору приходится выполнять также юридические действия.

· таково согласование с перевозчиком условий перевозки;

· заключение договоров перевозки от имени клиента;

· организация перевалки груза на другие виды транспорта;

· оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика;

· прохождение таможенных процедур;

· расчеты за перевозку;

· участие в составлении коммерческих актов и другие.

В таких случаях, экспедитор вступает в правовые отношения от имени клиента и должен иметь доверенность на действия по его полномочию.

Документы на оказание услуг.

Клиентом составляется подписанное им поручение экспедитору. В поручении должны содержаться данные о виде груза, его количестве, необходимых операциях с грузом. Экспедитор делает на поручении отметку о его принятии.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторскую расписку, подтверждающую получение им груза от отправителя, либо складскую расписку, подтверждающую помещение груза на складское хранение.

Названные экспедиторские документы являются частью договора экспедиции, а при отсутствии отдельного договора заменяют его!

Экспедитор может определять наиболее рациональный способ доставки груза.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если это необходимо в интересах клиента и он не мог предварительно запросить клиента, либо не получил ответа на свой запрос в течение суток!

Ответственность по договору имеет ряд особенностей.

Экспедитор отвечает за несохранность груза лишь при наличии его вины! При этом согласно ст. 803 ГК РФ если нарушение обязательства вызвано нарушением договора перевозки, то он отвечает перед клиентом по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Это особая правовая конструкция и очень разумная – когда ограниченный характер ответственности должника обусловливается ограничением по закону ответственности третьего лица, действиями которого причинено нарушение.

Еще одно любопытное правило – в соответствии со ст. 6 закона о транспортно-экспедиционной деятельности, в случае одностороннего отказа экспедитора или клиента от договора сторона возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора и плюс уплачивает штраф в размере 10% суммы затрат, понесенных клиентом или экспедитором.

Это крайне редкий случай штрафной неустойки (т.е. неустойки сверх убытков), устанавливаемой законом. Данная норма обусловлена международными соглашениями по экспедиционной деятельности.

До предъявления экспедитором иска обязательно заявление к нему претензий. Претензия заявления клиентом в течение 6 месяцев с приложением обосновывающих документов. Ответ на претензию должен быть дан в течение 1 месяца, срок исковой давности по требованиям из данного договора составляет 1 год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: