Ответственность в торговом обороте

Можно констатировать, что сущест-й в ЧП механизм отв-ти явл-ся малоэффективным. Применяемая в ее нынешнем виде отв-ть, не оказывает ощутимого влияния на состояние дел в отраслях хоз-ва. Причиной такого положения. Служа грубые просчеты в законодательном рег-ии отв-ти и в орг-ии ее применения. Очевидно, что без налаживания отв-ти невозможно осущ-ть никакие серьезные реформы в эк-ке. Между тем, за последние 20 лет не было сделано ничего конструктивного для упорядочивания отв-ти. Отдельные принимавшиеся решения, включая разработку 25 главы гк, носят рассогласованный и крайне неудачный хар-р. Запущенным состоянием отв-тии во многом объясняется неспособность наладить устойчивое развитие реального сектора эк-ки. Между тем, в повышении точности исполнения об-в содержатся огромные резервы эк роста. Лишь за счет строгого, точного выполнения договоров, можно без доп инвестиций и модернизаций примерно за 5-летний срок примерно в 1,5-2 раза увеличить размеры ВВП.

На западе умеют точно и согласованно выполнять об-ва по дог-ру. Там сущ-т нарушения («дог-й оппортунизм»), но они понимают, в отношении кого и когда можно сорвать выполнение об-ва.

В общей теории права и цивилистики нет самого понятия «дог-й дисциплины». Не определены способы определения дог-й дисциплины, не раскрыта даже сущность отв-ти. Это результат проявления пзитивистского подхода к праву.

Отв-ть устан-ся разлдичными отраслями зак-ва: гражд, адми, угол. Однако ком право – отрасль ЧП, поэтому основное внимание удел-ся отв-ти по гражданскому зак-ву.

Гражд отв-ть носит имуществен хар-р и состоит в претерпевании субъектом неблагоприятных имуществен последствий в связи с допущенным нарушением прав и интересов др стороны. Применение отв-ти предполагает участие в этом гос органов (суд и исполнительных). Проблематика отв-ти – одна из наиболее запутанных в теоретическом плане. По отношению к ней применимы слова: обговорено много, а сказано мало. Проблемы подменяются ложной проблемой санкцией прав нормы. Теоретиками придумана и продолж нав-ся концепция трехчлен строения прав нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Хотя ничего похожего в зак-ве последних веков и близко нельзя отыскать, эту нелепость продол переписывать из книги в книгу.

Исторически сложился общий порядок, приницпы построения отраслей зак-ва. Приницпы закрепляютсяв кодексах. Там опред-ся круг субъектов соотв отрасли, массив правил, рег-х дейсвтия, меры отв-ти за неисполнение устанволений. Так устроен люьой отраслевой кодекс. Специфику пред-т админ и угол кодекс, к-е построены по приницпу прескурантов. Избиение – до 5 лет. Серьезное избиение – до 8. Избиение с летальным исходом – до 10 лет. Этот порядок построние отраслей путают с построением норм и вопреки реальностям желают привязать к кажд отдель норме. Но из-за того, что санкцию к конкретной норме найти не удается, то проблематика отв-ти забалтывается, оказывается утопленной в этом вздоре. Для понимания сущности и эф-го использования возможностей отв-ти важно выявление ф-й, к-е она выполняет. Функция выражает вохдейсвтие одного объекта на другой или одной части объекта на др часть.

Платон, гегель обрашщали внимание на роль анализа функций. Это только в нашей позитивистской прав науке не делает.

В юр лит-ре принято выделить след ф-ии отв-ти:

1. компенсационная, состоящая в компенсации потерь потерпевшему.

2. Предупредит – предостережение должника и др субъектов от соверш правонар.

3. Стимулир – подталкивает должника к исправлению и реальному исполн об-в.

4. Информационная- использование данных о видах совершенных нарушений и взыскан суммах для раработки мер по предупреждению нарушений.

Реализ-ся эти функции пока неудовлетворительно. Здесь беспомощно ведет себя юр наука. Обозначив функции, она не знает, что дальше с ними делать между тем, функции отв-ти, реализ-ся не сами по себе, а в результате соотв действий людей. Поэтому от науки треб-ся разработки методик реализации функции и научение юристов и управленцев их использованию. Ничего этого не делается.

Повышение роли отв-ти, ее воздействующего эф-та зависит не от наращивания размеров, а от полноты осущ-я всех присущих отв-ти функций. Здесь совершенно ошибочны мелькающие в лит-ре попытки выделения главных и менее значим функций отв-ти. Они важны все. Пока не будет обеспечено осущ-е каждой присущей отв-ти функции, до этого не будет реализован потенциал отв-ти, как средства прав воздействий. К примеру, огромный вред гос-ву и предпринимателям приносит игнорирование информац функции отв-ти. До сих пор нет статистического учета и анализа данных об учете нарушений догвора, их кол-ва и динамик, взыскиваемых суммах убытков и неустоек. В рез-те на нарушение дог-р не обращают внимание. Единственно по ФЗ-94 2005 г. «О размещении заказов на закупку для гос нужд» пред-но впервые опубликование перечней недобросовестных поставщиков. Организаторы закупок на соотв сайтах д вывешить о них данные и держать их там 2 года.

Вот московские данные обмениваются между собой данными о субъектах, не возвращающих кредиты.

Учет информации о прим-ии отв-ти и создание доступа к этим данным может оказывать больший эффект, чем само вызскание сумм. В россии чисдо арбитр жел в судах постоянно растет. С 2008 по 2011 оно увел-сь в 4 раза. Расете штат судей. а вот в США оно отсатется стабильным и достаточно низкм. Стороны не доводят спор до суда, ибо инофрмация подобного рода влиет на деловую репутацию фирм. Инфор ф-я выполянет роль инструмента укрепления хо дисциплины и развития конкцуренции. Господствующим в общественном мнении и влатсн стркутрах бюылдо и остается отношение к отв-ти как к карательному инструменту. Тупая ориентация на ужесточение санкций.

В 1991 году издается з-н об основах налог зак-ва. И там за нарушнеие об-в по уплтае налогов вводится пеня 0,2 % в день от суммы уплаты налога. И через 2 годы смотрят – налог не платят. И увели-т до 0,3. Через 2 года – опять – до 0,5 %. А если налог исчислить нельзя, то пени от налогооблагаемой базы. Улучшения есть. Нужно еще подстигнутть – увел до 0,7 %. Получается интер картина: эф-ть такой отв-ти. Если прибегают на фирму три налог ведьмы, начинают все бумаги вырывать, наищут чего-то. И налог отв-ть. А давность была по налог отв-ти 5 лет. И вот за 5 лет прощелкают 0,7 за кажд день. А это же огромная сумма – 3,5 дохода за кажд год.

Результатом работы налог органов было как движение ССсовских дивизий в огнеметами.

Через 1,5 года эту отв-ть снизили до ставки рефинансирования – а это уже терпимо.

Отв-ть как нож хирурга может резать очень остро, поэтому пред-ся в пользование она д взвешено, а ее применение нах-ся под надежным суд контролем. Следует воспитывать в себе и в об-ве правильное понимание возможностей отв-ти, их зав-ть от реализации ф-й отв-ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: