Лекция 1. Предмет Философии. 3 страница

1) Опираясь на явления радиоактивности, ряд физиков стали говорить о об дематериализации (исчезновении) атома. К такому неправильному выводу они приходят на основе отождествления материи с атомами, и используя явления радиоактивного распада. Материя - это атомы.

2) Пуанкаре писал прежде, мы называли материю всю массу, это было самое надежное и вместе осязательное, а теперь вдруг оказывается, что массы нет совсем. Отсюда вывод: материи нет. Все что не мысли, есть ничто

3) На основе отождествления материи с массой и используя факт зависимости массы от скорости движения:

Односторонние представления о материи Естественно научные факты Вывод

Материя = атомы Явление радиоактивности Материя исчезла

Материя = массы

Материя исчезла

Материалистические ученные не могут допустить этого. Ленин указывает на основе анализа в области физики:

1) указывает на не допустимость отождествления материи с атомами, массой и.т.д

2) подчеркивает, что единственным свойством материи с признанием которого связан философский материализм: свойство быть объективной реальностью.

Материя обладает вещественным множеством свойств: протяженностью, изменением объективностью и.т.д

Ленин дает определенное понятия материя использую свойство объективности. Материя, как объективная реальность.

Объективный: означает существующий независимый от сознания человека. Ленинское определение материи существенно отличается от взглядов Беркли на материю. Материя по Ленину копируется и фотографируется. ПО Беркли никто, никогда не видел материю. (любой объект копируется фотографируется, но вся трудность - это не материя, эти объекты материальны.) Любой объект воспринимается в многообразии свойств, среди этих свойств можно указать на одно свойство - быть объективной реальностью. Последнее позволяет говорить, о том что воспринимаемая объект, мы воспринимаем материю.

4) СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О СТРОЕНИИ И СВОЙСТВАХ МАТЕРИИ

Современная наука свидетельствует о том, что объективная реальность существует в двух формах: вещества и поле.

Вещественными - называются такие материальные образования, имеющие массу покоя отличную от нуля.

Полевые - не имеют массы покоя отличную от нуля.

С точки зрения современной физики все элементарные частицы обладают корпускулярными и волновыми свойствами. Современная наука блестяще подтвердила Ленинскую идею неисчерпаемости материи.

После открытия электрона (1896) появились две возможности интерпретации данного открытия.

1) Признать электрон в качестве первокирпичика мироздания. (ничего нового не внесла, поскольку признавалось существование первокирпичика мироздания - атома)

2) Ленин это открытие интерпретирует в диалектическом духе, он говорит: " Электрон также не исчерпаем, как и атом природа бесконечна."

Высказывание отвергает, какое либо существование первокирпичика мироздания. Неисчерпаемость материи рассматривается в двух смыслах: неисчерпаемость в ширь и глубь.

Неисчерпаемость в глубь - означает наличие структуры у любого материального образования, любая элементарная частица делима, имеет сложные внутреннее строение, т.е. отрицает существование какого-либо структурного нулевого уровня (кирпичика). Неисчерпаемость материи в глубь заставляет по новому взглянуть на идею: "состоять из…"

Неисчерпаемость в ширь - означает бесконечное число материальных образований, их свойств и.т.д. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц.

Лекция 9. Движение

Вопросы:

1) Понятие "движения"? Мифологические, религиозные философские представления о источнике движения?

2) Противоречивость движения? Апорий Зенона?

3) Не сотворимость и не уничтожимость движения? Формы движения?

1) ПОНЯТИЕ "ДВИЖЕНИЯ". МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ИСТОЧНИКЕ ДВИЖЕНИЯ.

Движение - есть способ существования материи. В общем плане движения определяется как изменения вообще. Под "Движением" понимают широкий круг изменений: количестве и качестве; перемещение тел в пространстве. Смена ощущений и.т.д. Различные изменения обладают специфичностью один отличается от другого.

Главным в проблеме движения является вопрос о его источнике.

В мифологии происходит одушевление природы, космоса. Говорится о творении происхождения мира (природы, людей, животных) повествуется о деяниях богов; причина всех изменений первобытные люди видели в следующем:

1. В душе объектов явлений. Понятие душа отражало духовный, психологический мир человека, душа рассматривалась причиной движения тела, в силу того что природа одушевлялась причиной движения всех объектов рассматривалась их душа.

2. Сила, понятие сила появилось для описания активности самих людей, их способности создавать движения, передавать их. Со временем сила освободилась от антропоморфных элементов, и превратилось в научное понятие (классическая механика)

3. Противоречия в мифах. Повествуется о полезных и вредных, добрых и злых силах и.т.д Говорится о богах соперниках, небо и Тартар, выступают противоположностями, взаимодействие, которых является изменения. Представления людей о единстве противоположности - это изобретение первобытного человека.

Религия.

Главный признак религии это вера в существование бога, как творца мира и человека, в рамках религиозного мировоззрения можно выделить три концепции о источнике изменений всего и вся.

- Источником всех изменений является бог, такая концепция получила название теизм.

- Деизм. Сотворил мир бог в дальнейшем не вмешивается в закономерное явления событий. Он выступает лишь первопричиной мира. Философия ограничивается самим фактом создания мира. Крупными деистами были естество испытатели (Ньютон, Декарт, и.т.д) Появление деизма было определенно: развитием науки, появлением в сфере политических институтов, социально-экономических факторами. Появление парламента - король должен делится своей властью.

- Пантеизм.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДВИЖЕНИИ.

1) Первые философы постулировали наличие движение у первоначала.

2) В качестве источника движения первоначала признавалось некая внешняя сила, у Эмпедокла с признанием двух сил (любовь и вражда), эти силы приводят в движение четыре первоначала.

3) Источник движения находится в самой природе и представляет собой взаимодействие материальных объектов (Спиноза, Гольбах)

4) Источником движения признавалось единство и борьба противоположностей (Гераклит) Наиболее эффективным представлениями о источнике движения оказались представления о взаимодействиях 1,3,4 - об источнике движения.

НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ИСТОЧНИКЕ ДВИЖЕНИЯ

Довольно часто источником движения рассматривают внешние воздействия, внешние силы. Такой взгляд связан с неправильной интерпретацией законов механики Ньютона: отождествлением силы с причинной движения. На самом деле сила не является причиной ускорения тела.

2) ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. АПОРИЙ ЗЕНОНА

В первые на противоречивость движения указал Зенон, крупный представитель элейской школы в своих знаменитых апориях: "Ахиллес и черепаха" "Дихотомия" "Стрела" и "Стадий".

Во всех эти апориях речь идет о движении, но в первых двух апориях рассматриваются движение в предположении существования бесконечной делимости пространственно временных отрезков. Во второй в предположении существования не делимых отрезков пространства и времени. Материя обладает такими атрибутами: временем, пространством и движением.

1) Для того чтобы догнать черепаху Ахиллесу нужно пройти половину пути, потом 1/4 потом 1/8 и.т.д

2) Существуют неделимые частички -> пространство складывается из них. Тело, которое оказывается вместе равно кванту пространства->оно покоится, т.к. оно не может двигаться, что мы допустили что отрезок не делим. Вывод сумма состояния покоя не может дать движения => движения нет.

Существует ли третий вариант движения? Он был предложен немецким философом Гегелем. В интерпретации движение исходит из признания единства прерывности и непрерывности пространств и временных интервалов. И на этом основании и движении пишет следующее: "нечто движется не поскольку оно в этом теперь находится, а в другом теперь там, а лишь поскольку оно в этом теперь находится здесь и не здесь, поскольку оно в этом здесь одновременно находится и не находится." А В

Для движущейся материи характерно единство устойчивости и изменчивости, покоя и движения как неподвижность одного объекта в другое - нельзя рассматривать так, покой. Покой - это устойчивость, качественная определенность любого материального образования. Любой объект явление в течении определенного времени поскольку они находятся в покое.

Покой органически связан с движением, сама устойчивость обусловлена непрерывной изменчивостью: живой организм устойчив, пока в нем идет процесс ассимиляции и диссимиляции. С другой стороны движение органически связано с устойчивостью того, что движется. Покой всегда относителен. Относительность нужно понимать как временную преходящую устойчивость. Понятие относительный, временной - синонимы.

Движение же абсолютно - оно присуще всем материальным образованиям.

Лекция 10. Пространство и время

Вопросы:

1) Понятие пространство и время. Различные представления?

2) Диалектика материалистические представления?

3) Современная наука (теория относительности о пространстве и времени)?

1) ПОНЯТИЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Пространство и время широко используются различными науками. Это понятие используется различными науками постольку, поскольку пространство и время является всеобщими свойствами материи.

Понятие пространство и время отражают свойства бытия как наличие пространств и временных характеристик у всех материальных образований. Определенное положение объекта по отношению к другому. Существует различные представления о пространстве и времени. И. Кант, пространство и время рассматривал априорными (врожденными) формами чувственности (отрицая объективные формы пространства и времени.) Все субъективные идеалисты отрицают. Пространство и время рассматривают, как упорядоченные системы ощущения, кроме ощущений ничего не существует. Задачи ума заключаются в упорядочивании этих ощущений ближе дальше, выше ниже и получается пространство.

Упорядочивается в отношении длительности, последовательности, смены и.т.д в результате этого появляется время.

После создание теории относительности некоторые физики отрицали объективный характер пространств и времени, опираясь на принципы относительности, поскольку нашли знания о пространстве постольку не природа нам, дает их, а мы даем их природе, знания.

СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ.

С точки зрения здорового смысла все тела движутся в пространстве и времени. Из этого вывод: что пространство и время существуют сами по себе независимо от объектов. Такой взгляд фиксирует первая субстанциональная концепция. Это концепция допускает существование пустого пространства и пустого времени. Таких взглядов придерживались многие естествоиспытатели (Ньютон). ПО Ньютону существует абсолютное пространство и абсолютное время Они безотносительны к движущемся объектам. Согласно реляционной концепции пространство и время органически связано их движения - эта концепция отрицает. (Августин Блаженный) - время есть как иное отношение вещей.

2) ДИАЛЕКТИКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

С точки зрения диалектики материализм является формами существования материи - пространство и время.

1) Не существует пустого пространства и времени. Пространство,время и материя органически взаимосвязаны между собой.

2) Свойство пространства и времени не является везде и всюду одинаковыми, как полагали представители. Они зависят от материальных объектов находящихся в пространстве и времени. На связь пространства, времени и материи указывали многие философы: Платон, Гегель и.т.д. Гегель: явление равновесия рычага. Он говорит: "Что кирпич убивает человека",а потом говорит: " не кирпич убивает человека, а пространство и время." На связь пространства и времени указал Н.И. Лобачевский не эвклидовою геометрию. Согласно его учению геометрии. Свойства пространства зависят от тех материальных процессов, которые происходят в этом пространстве. Суть евклидовой геометрии: О свойствах пространства современная наука толкует на основе того, как ведет себя луч света в каком-то пространстве. В пустом пространстве свет распространяется по прямой, если пространство, то окажется что сумма углов = 180° если же луч света будет распространятся в не в пустом пространстве, то построенный треугольник будет иметь больше или меньше 180°, что и зафиксировано в не эвклидовой геометрии. 27/11/00

3) СОВРЕМЕННАЯ НАУКА (ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ)

Теория относительности делится на две части первая частная теория относительности 1905-1907, второе общая теория относительности 1915-1917. Общая теория относительности установила связь в пространстве между собой и зависимость свойств пространства и времени от скорости движения материальных объектов. А.Энштейн, Общая теория относительности (ОТО)

; где

Общая теория относительности установила связь во первых, с движущейся материей, а именно полями тяготения - теория гравитации. Во вторых, установила зависимость между пространством и временем. От величины потенциала поле тяготения. Математически выражается тоже самое, где вместо V2 ставим 2 (потенциал поле тяготения)

Вывод был подтвержден в конце 20-х годов в результате обнаружения искривления луча света в различных сильных полях тяготения.

Модели вселенной

В настоящее время существует множество моделей вселенной.

1) Модель разбегающихся галактик.

2) Модель пульсирующей вселенной.

Модель № 1 где-то около 50 миллиардов лет назад произошел большой взрыв. А результате взрыва произошли элементы, частицы, молекул и.т.д

С точки зрения этой модели вселенная имеет начало во времени. Согласно пульсирующей модели вселенная представляет собой шар, который постоянно изменяет свой радиус. Вселенная ограничена в пространстве.

Проблема необратимости времени

В настоящее время существует несколько концепций об анизотропии (синоним необратимости) времени.

1) Причинная концепция необратимости времени

2) Космологическая

3) Энтропийная Все эти концепции в качестве коррелята принимают какой-то необратимый процесс и явление. Причина 1) - опирается на необратимость причинно-следственных отношений. Причинна факт используется для философского объяснения времени. Причина всегда предшествует следствию.

Космологическая - опирается на явление разбегания галактик. Энтропийная - опирается на закон возрастания энтропии в замкнутых системах. Согласно этому закону в галактике - пространстве растет мера хаоса.

Все эти концепции в качестве коррелята принимают необратимость явлений, но не объясняют почему, чем вызвана эта причина. В настоящее время доказано упорядочение хаоса и порядка.

Лекция 11. Сознание

Вопросы:

1) Понятие сознания. Структура сознания?

2) Активность сознания и проблема творчества?

3) Форма активности сознания?

4) Философские проблемы моделирования человеческой психики (сознания)?

Актуальность проблемы сознания обусловлено:

1) Выяснением природы человека. Его место и роли в мире предполагает исследование природы сознания. Сознание специфическая форма бытия человека. Все достоинство человека в мысли и действии.

2) Вопрос о природе сознания имеет мировоззренческое значение поскольку являются вопросом о месте и роли духа в системе мировоззрения.

3) Глубоких представлений о сознании требует решений проблем моделирования человеческой психики: сознание компьютеров.

4) Проблема творчества связана с исследованием природы сознания и с его человеческой психикой. Заметим, духовная деятельность не сводится к одному сознанию.

5) Исследование природа сознания нуждаются различные специалисты образования. Можно ли управлять человеческой психикой.

1) ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

При рассмотрении стороны сознания необходимо обращать внимание на 2 момента:

1) Сознание есть свойство высокоорганизованной материи мозга. Мозг составляет материальную основу психологических явлений. Данные естествознаний говорят о том, что сознание есть функция человеческого мозга. Мозг дифференциал на различные участки обладающих функциональным многообразием.

2) Сознание есть отражение человеком внешнего мира. Этот тезис разделяли многие мыслители. С точки зрения материального сознания это воск, который способен принимать различные формы под воздействие из вне.

Основной деятели материализма полагали, что отражение внешнего мира происходит в материальной деятельности людей. Более того материальная деятельность определяет структуру сознания.

В отражении внешнего мира человеком и животным существует как общее так и различное.

Различие - сознание человека возникает на базе развитой первой системы - головного мозга, но этого не достаточно. Для возникновения сознания требуется факторы социального порядка - трудовая коллективная деятельность людей. Сознание формируется благодаря труду и общению в первую очередь языковому. Если этих факторов не будет, то у ребенка не возникает сознание.

Различие в отражении состоит в том, что животные не выделяют себя из внешнего мира, не отличают себя от своей жизнедеятельности. Человек же изменяет природу своими действиями. Отличительной чертой является самосознание, осознание своего личного Я. Выделить себя из природы человеку позволяет наличие второй сигнальной системы.

Общее связано с чувственным отражением действительности. Кроме того, животные обладают сознательным планомерными действиями. Им присущ - индивидуализм и дедукция, анализ и синтез и.т.д. Кроме того, животные эмоционально отражают мир.

Рассмотрение сознания на отражения внешнего мира не позволяет отождествлять сознание с физиологическими материальными процессами. Сознание идеально. Идеально сознание постольку, поскольку в голове человека образуются снимки, по ним объекты материальной действительности. Необходимо различать сознание и психику. Психика - внутренний духовный мир человека. Сознание - является одной из составляющих психики.

Структура психики (сознание)

1) чувственное. Отражение действительности.

2) Абстрактное - логическое отражение с помощью понятий, суждений.

3) Эмоции - это субъективные реакции человека и животного на воздействие внутреннего и внешнего раздражителей. Эмоции отражают не сами объекты, а лишь объективные отношения к человеку.

4) Воля - способность человека к выбору цели и ее реализации

5) Бессознательное - совокупность психологических процессов не представленных в сознание человека.

- сновидение

- интуиция

- случай мгновенного решения задачи

Бессознательное представлено широким кругом явлений. В первые научному анализу явлений бессознательного были подвергнуты З.Фрейдом (1856-1939) Фрейд показал, что поведения человека не определяется полностью его разумом как думали на протяжении многих столетий. По мнению Фрейда позади разума и логики стоят некие скрытые, но подданные властелины: инстинкт, эгоизм и.т.д

Основополагающим в жизни по мнению Фрейда является половой инстинкт. Все перечисленные пять элементов являются структурой человеческой психики. Первые 4 элемента выражают структуру сознания. Человеческая психика представляет собой единство сознательного и бессознательного.

Все элементы человеческой психик органически связаны между собой.

Особый интерес представляет проблема взаимодействия сознательного и бессознательного.

Структуру психики необходимо учитывать при рассмотрении моделирования психики.

2) АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА

проблема активности сознания в духовной культуре людей возникла тогда, когда убедились что не все содержание человеческих знаний сводится к чувственному восприятию людей.

В наших знаниях есть такие элементы, которые связаны с деятельностью разума, его активностью.

Активность сознания в философии Канта проявляется в существовании априорных форм чувственности и рассудка с помощью которых обрабатываются данные ощущения в результате чего возникают истины всеобщего.

Активность человеческого сознания проявляется во всех видах творческой деятельности людей: материальной и духовной.

Творчество можно определить как деятельность порождающее нечто качественно новое, ранее не существовавшее. Творчество характеризуется не повторяемостью, уникальностью и оригинальностью.

Научное творчество представляет собой взаимодействия сознательного и бессознательного, или рассудочного и интуитивного. Науку нельзя рассматривать с помощью органов чувств и разума. Дело в том, что разум лишь логически фиксирует связи между объектами, но не в состоянии выделить новые идеи. Рациональное и творческое противопоставляются друг другу. Возникает делема - или расчет-алгоритм, или творчество -вдохновение. Разум - это бухгалтер мыли, но не ее творец.

Творчество как важнейший элемент научного знания связано с неосознаваемой внутренностью человеческого мозга: интуиция, озарение, экстаз. Новые идеи и замыслы естественно подразделены размышлениями сознательного, а потом поднимаются в серу разума.

Представители творческих профессий едины в том, что ответственейшим этапом тх деятельности не осознаются, не контролируются их сознанием, волей. Решение творческих проблем происходит у них внезапно, а не строго логической цели рассуждений. Они не могут объяснить сам творческий акт. Одно явно - ему предшествовал период усердной работы.

3) ФОРМА АКТИВНОСТИ СОЗНАНИЯ

Активно не сознание само по себе, а активен человек.

1) Активность сознания проявляется прежде всего внешним миром человека. С возникновением и развитием человека, природа вступила в новую фазу своего развития - фазу активной эволюции. Многие отечественные мыслители (Вернадский) указывали на то, что появление новой биологической силы, оказывающей колоссальное влияние на развитие планеты. В настоящее время человек с помощью техники оказывает серьезное влияние на планету, что сказывается в появлении экологической проблемы. О том что изменяется характер эволюционных процессов с появлением человека свидетельствует деятельность человека в селекции. Выведено множество растений и животных. Возрастающая роль человеческого разума в эволюционном развитии признавали русские космисты (Федоров, Циолковский). Основная идея русского космизма - это идея о совместной эволюции космоса, биосферы и человеческого общества. Проблема изменения сферы обитания выступает в качестве стратегической установки западной цивилизации.

2) Активность сознания проявляется в изменении человеком собственной природы. Человек отличается от всех природных существ, своими творческими характеристиками. Он сам создает себя. Многие исследователи указывают на то, что человек не является завершенным созданием, не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Стремление к духовному совершенству является характеристикой чертой восточной цивилизации. Конфуций создал учение - религию. Здесь существует культ легендарных героев, других мудрецов, которым подрожали до смерти. Социальный идеал - это бескорыстный рыцарь, высокого долга, почитающих старших, этот тот образец которому должен подражать каждый.

3) Активность сознания проявляется выработкой научных понятий. Научные понятия возникают в результате абстрагирующей деятельности человека. В результате, которой человеческая мысль отвлекается от второстепенных признаков, выделяет главные связи, что составляет содержание понятий.

4) Активность сознания проявляется в возникновении научных теорий. Для того, чтобы возникла научная теория необходимы предпосылки 2-х видов.

А) эмпирические

Б) теоритические

В качестве эмпирических предпосылок выступает экспериментальный материал. Главным в построении является теоретические предпосылки, под которыми следует понимать некие новые выводы. Эти новые идеи однозначно логически не выводятся однозначно из эмпирических. Они возникают в результате озарения. Эйнштейн:" Нет однозначного пути от эмпирии к теории.

5) Активность сознания очень ярко проявляется в художественном творчестве.

Лекция 12. Диалектика

Вопросы:

1) Понятие и предмет диалектика?

2) Диалектика как система: категории, принципы и законы?

3) Принцип детерминизма?

1) ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ДИАЛЕКТИКА

Диалектика как понятие появилось в античной философии (Сократ 470-399 гг. д.н.э.) Первоначально оно означало "искусство вести беседу", рассуждать и доказывать, обосновывать свою точку зрения, искусство ставить вопросы, искать истину путем столкновения согласования различных мнений.

1) Платон представлял диалектику как метод анализа и синтеза понятий, его называют диалектиком понятий. Уже первые философы рассматривали мир как единое целое. Предметом диалектики в данном случае выступает взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира. Взаимосвязь это такое отношение между объектами и их свойствами, когда изменение одного объекта или его свойств вызывает изменение другого объекта или его свойств. Для глубокого понимания взаимосвязи явления необходимо рассматривать и обособленность явлений, т.е. связь и обособленность взаимосвязаны между собой. Хорошо об этом писал Аристотель: "Природе не свойственно смешиваться чему попало с чем попало." Связи носят конкретный характер. Учет данного факта позволяет показать несостоятельность: астрологии, френологии, хиромантии и.т.д

2) Предмет диалектика - это изменение движения. Уже первые философы признавали изменчивость или движение фундаментальной характеристикой бытия. Согласно Гераклиту "все течет и все изменяется." Глубоко диалектической является идея Эпикура о самопроизвольном отклонении атомов.

3) Противоречивость бытия (Анаксимандр, Гераклит, Зенон). Противоречивость имеет место как в объективном мире (противоречивость неживой и живой природы) так и в самом процессе познания и мышления. Кант например, говорил о противоречивости мышления в своих известных антиномиях.

4) Понятие диалектика отражает такую форму изменения как развитие. Развитие - это процесс появления чего-то нового необратимого. Существуют различные трактовки развития. В греческой философии была создана концепция круговорота, согласно которой все подвержено циклическим изменениям. Целостная концепция развития была создана немецкими философами, которые открыли законы диалектики.

5) Диалектика понимается и как метод познания, преобразования действительности.

Метод - это путь познания, средство познания. Метод имеет объективное содержание. Объективным содержанием математических методов познания является количественная сторона бытия. Объективным содержанием диалектического метода являются законы диалектики. Диалектику Энгельс определял трояко.

1) Диалектика это наука о взаимосвязях.

2) Диалектика это наука об общих законах, движениях и развития.

3) Диалектика это наука о формах и методах мышления.

Все это определения взаимосвязаны друг с другом. Различают диалектику объективную и субъективную.

Объективная диалектика - это диалектика самого материального мира, вещей.

Субъективная диалектика - это диалектика понятий. Понятия той или иной науки взаимосвязаны между собой, непрерывно развиваются, являются противоречивыми. С позиции материализма субъективная диалектика является отражением объективной диалектики. Субъективная диалектика лишь приблизительно отражает диалектику объективную. Невозможно создать исчерпывающую теоретическую модель, определенного фрагмента действительности.

2) ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА: КАТЕГОРИИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ

Диалектика как философская концепция представляет собой систему категорий, принципов и законов, все они характеризуют различные аспекты движения и развития.

Категории - это фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Категории воспроизводят свойство и отношения бытия и познание о всеобщей и наиболее концентрированной форме природы. Рассмотрим такие категории как общие и единые.

1) Категория общая: отражает некие общие существенные стороны бытия. Существует ли общее объективно и если да то как это понимать. Общее существует объективно, но не как нечто самостоятельное независимое от конкретных вещей, а лишь как признак, свойство, сторона. Существуют самостоятельные отдельные материальные объекты, имеющие некие общие и существенные признаки. Категория различия фиксирует лишь отличительные признаки материальных объектов. Общее и единичное существует лишь в отдельном, в виде сторон отдельных объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: