Лекция 1. Предмет Философии. 2 страница

Лекция 5. Философия эпохи возрождения.

Вопросы:

1) Общая характеристика эпохи возрождения.?

2) Основные проблемы философии эпохи возрождения?

1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.

В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.

Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.

2) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

1) Гуманизм - понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).

Этика эпохи возрождения - это этика благородства, заключающемся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии - научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.

Детерминизм - взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль)

Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Гед родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант - становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.

2) Пантеизм - это философское учение отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах.

Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.

3) Натурфилософия - философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д.

Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется - душой мира. Дуща мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это нечто иное как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающей с богословием.

Небесные тела лишались своего привилегированного положения оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означала отказ от внешних двигателе=> отказ от преводвигателя.

Лекция 6. Философия "Нового времени".

Вопросы:

1) Научная революция 17-го века?

2) Философская система Ф.Бекон?

3) Философия Рене Декарта?

1) НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 17-ГО ВЕКА

Под новым временем - понимают эпоху становления капиталистических отношений (17 век). В эту эпоху происходят социальные революции в Нидерландах (конец 16 века); Англии (Средина 17 века); Франция (соц. революция 1789-1793). Социальным революциям предшествовали философские революции.

Социальная революция это качественное изменение социальной среды. Эти изменения происходят практически во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере происходит замена открытых форм эксплуатации (крепостничества) скрытой формой эксплуатации (купля продажа рабочей силы). Марк показал, что прибавочная стоимость является скрытой формой капиталистического угнетения. В политической сфере происходит замена монархической формы государственного правления на демократическую форму. В это время формируется представительский орган - парламент. В духовной сфере происходит переоценка ценностей средневековья, пытаются выбрать из этой системы, то что соответствует новым историческим явлениям. В этот период критическая переработка духовных ценностей. Становление капитализма стимулировало развитие науки, из всех наук преуспели т, которые были связаны с решением практических задач. (создание простых механизмов, кораблей, часов, астрономических приборов и.т.д). К таким наукам относятся: механика, математика, астрономия.

В 17 веке произошла научная революция: были открыты законы механики движения, создана первая естественно научая теория, аналитическая геометрия Декарта, Дифференциально - интегральное исчисление Ньютон и Лейбниц.

Каким образом новые открытия в науки сказались в сфере философии?

1) Все частные науки и философия связаны органически между собой, оказывают воздействие друг на друга.

2) Философское знание нельзя представлять как сумму знаний частных наук оно специфично. Влияние науки на философию сказывалось в изменение философской методологии, стиля мышления. Под воздействием частных наук сложился определенный стиль философского мышления. Объективные обстоятельства - потребности капиталистического производства требовали замены схоластического метода познания методами научными методами, обращенными к реальному миру.

Философы с одной стороны ведут беспощадную войну против наследия средневековой философии (схоластики) не способной служить машинному производству, а с другой стороны они занимаются разработкой ряда теоретико-познавательных проблем - источники познания, соотношения чувственного и рационального. По этому центральной проблемой философии нового времени является проблема: методов научного исследования. Метод - это путь познания. Хороший метод является эффективным средством получения нового знания. Научные методы подразделяются:

- Эмпирические или опытные

- Теоретические К первому относится наблюдение, эксперимент; ко второму математизация, дедуктивный метод. В центре естество знания 17-18 веков стояла механика земных небесных тел, законы которые использовали во всех сферах постижения бытия. Такая форма методологии научного знания получила название "механицизма". Механицизм в целом был прогрессивным явлением, он опирался на эмпирические факты, отбрасывал всякие представления о сверх естественном, ориентировал на изучение природы самой по себе. В то же время он обладал рядом не достатком: Отрицал качественное многообразие бытия, т.е. качественное многообразие бытия живой не живой природы, человеческого духа и.т.д. Поскольку единой формой движения он признавал механическое движение. Более того механицизм признавал в качестве источника движения тела, не что внешнее, это было связано с неправильным истолкованием 2-го закона механики Ньютона. Согласно этому истолкованию сила рассматривалась в качестве причины движения.

Естество знание 17-18 века ограничивалось расчленением природы, изучением отдельно обособленных друг от друга объектов, все это привело к формированию метафизического метода познания. Согласно которому явления существуют обособленно друг от друга вне движения и развития. По мере развития наук накапливался материал для обоснования идеи взаимосвязи явлений мира, их движения и развития. Это было осознано философией 19 века.

Метафизика заявила о себе существованием двух направлений в гносеологии: Эмпиризма и Рационализма. Эмпирическим источником знаний считают ощущения. Рационалисты - разум. Все материалистические школы нового времени были механистическими и метафизическими.

2) ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА Ф.БЕКОН

Это английский мыслитель политический деятель, литератор, философ. Бэкон является родоначальником экспериментальной науки и материалистической философии нового времени. Он сознательно поставил перед собой задачу разработки научного метода познания. И дает ответ в своем труде "Новый органон." (1620). Огромное внимание Бэкон уделяет влияние феномену знания, его роли преобразовании действительности, он провозгласил тезис - знание сила.

Знание только тогда становится действительной силой, когда оно является отражением явлений природы. Высшей задачей познания Бэкон считает завоевание природы и совершенствование человечксой жизни.

Источником знаний Бэкон видит в практической, экспериментальной деятельности людей. Знание органически связано с экспериментальной материальной деятельностью, человек познает мир лишь преобразуя его.

Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. В связи с этим он занимается разработкой индуктивного метода исследования. Индукция - это такой метод познания когда человек от знаний единого, отдельного приходит к знанию всеобщего, предельному широкому.

Бэкон указывает не на полную индукцию. Бэкон подверг суровой критике учение схоластов о сотворении мира богом из ничего, о перводвигателе. По его мнению материя и движение органически взаимосвязаны между собой. Бэкон верит в познавательность природы и одновременно указывает, что пути на познания имеется множество препятствий (идолов, которые нужно преодолеть). Он выделяет идолы рода, пещеры, рынка и театра.

Идолы рода - это препятствия обусловленные человеческой природой. Не совершенством органов чувств и особенностями человеческого рассудка. Одни люди легковерны другие консерваторы. Эти препятствия могут иметь причины психологического, идеологического порядка.

Идолы пещеры - индивидуальные ошибки человека, не одинаковые интересы людей по разному ориентируемые на получения знания.

Идолы рынка - это препятствия, которые связаны с неправильным употреблением слов или понятий. Каждое понятие можно интерпретировать по разному вкладывая в него разные смыслы. Для науки очень важно четкое определение понятий.

Идолы театра - это препятствия, которые связаны с ложными философскими концепциями, авторитетов и.т.д.

Бэкон обращает внимание на 3 вида познания: путь муравья, паука и пчелы.

Путь муравья - это узкий эмпиризм, согласно, которому единым источником знаний признается ощущение.

Путь паука - признает попытку выведения - истин из чистого разума, так работает математик. Бэкон указывает, что путь муравья и паука является ограниченным - односторонним.

Путь пчелы - единственно верный путь постижения бытия, которая снимает недостатки 2-х путей и одновременно все ценное, что в них синтезируется.

16.10.00

3) ФИЛОСОФИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА.

Р. Декарт 1596-1659 гг. - французский философ, мыслитель. Создал аналитическую геометрию, ввел понятие функции, систему алгебраических понятий и.т.д - в области математики. В механике: сформулировал закон сохранения количества движения неупругих ударов, общий закон действия и противодействия.

В космогонии Декарт разработал идею естественного развития солнечной системы. Главные труды Декарта - " Рассуждение о методе" (1637); "Метафизические размышления" (1641) "Начала функций" (1644). Огромное внимание Декарт уделял феномену знания. Его интересовал вопрос о источниках знания и достоверности знания. Науку он считал стройной логической системой, способной помочь людям в практических делах.

Для построения этой системы (логической) необходимо учитывать два момента:

1) Исходный тезис.

2) Метод

К первому. В качестве исходного тезиса Декарт принимает тезис радикального сомнения. Согласно этому тезису необходимо сомневаться в истине тех или иных суждений, знаний. К этому сомнению Декарт приходит на основе следующих рассуждений: В наших знаниях нет ни одного положения заведомо истинного. Дело в том, что несовершенство органов чувств ставит проблему достоверности наших ощущений, а ошибки в рассуждениях приводят к неправильным логическим выводам. Поэтому Декарт и предлагает построение науки начать с радикального сомнения. Сомнение должно очистить сознание людей от разных предрассудков. Сомнение с одной стороны было направлено против схоластического принижения человеческого разума, а с другой стороны использовалось для обоснования достоверности знания. По мнению Декарта с помощью сомнения можно дойти до абсолютно точных истин. По Декарту можно сомневаться во всем: существует ли внешний мир; существует ли наше тело?Но нельзя сомневаться в одном - в наличие сомнения, сомнение же " Я мыслю => существую." Ко второму: К методу Декарт предъявлял ряд требований:

1) Допускать в качестве истинного только такие суждения, которые представляются ясными, отчетными и не могут вызвать никаких сомнений. В качестве критерия истинности Декарт признает ясность и отчетливость. Дело в том, что для одного человека какое-то положение будет ясным, а для другого нет. Более того одно и тоже утверждение для одного и того же человека будет ясным или не ясным.

2) Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы. В ходе деления желательно дойти до самых ясных вещей. (принять это требование).

3) Переходить от известного и доказанного к неизвестному и не доказанному - это выведение есть рационалистическая дедукция.

4) Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Это требование ориентирует на достижение полноты знания.

В теории познания Декарт был рационалистом (рацио - разум); источником знаний и критерии истины Декарт считал разум. Недостатки рационализма Декарта. Новые знания по Декарту возникают в результате деятельности ума. Деятельность ума на что-то всегда направлена. С точки зрения здравого смысла деятельность ума направлена на конкурентный эмпирический материал. Поскольку Декарт игнорирует ощущение как источник знаний, поскольку он вынужден постулировать существование неких врожденных идей, на которые направлена деятельность человеческого ума.

К врожденным идеям Декарт относил некоторые аксиомы (одна из них- целые больше своих частей). Учение о врожденных идеях указывает на идеалистический характер гносеологии Декарта, т.е теории познания. Современная наука указывает на то, что никаких врожденных идей не существует. Все идеи приобретены человеком в результате его опытов, практической жизнедеятельности людей. В философском плане Декарта был дуалистом. В качестве первичного он считал 2 субстанции: материальную и духовную. Характерным признаком материальной субстанции является - протяженность а в духовность - мышление

Материальная субстанция - порождает явления материального порядка, а духовная субстанция - психологического. Эти субстанции не оказывают влияние друг на друга. Проблема соотношения материального и духовного получила название психофизическая проблема.

лекция 7. Немецкая классическая философия

Вопросы:

1) Общая характеристика немецкой классической философии?

2) Философская система Имонуила Канте?

3) Объективный идеализм Гегеля?

4) Антропологический материализм Фейербаха?

1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Немецкая классическая философия представлена тщательно разработанными системами Канте, Фихте, Шелинга, Гегеля, Фейербаха. Последние в своих философских размышлениях отражали интересы немецкой буржуазии пришедшей к власти 1848 году.

Что из себя представляла Германия 18 начала 19 века?

Социально-экономическая сфера: Германия была экономически отсталой страной, полуфеодальной, немецкая буржуазия была неспособной к революционному выступлению, против феодальных порядков. Господствовали феодальные порядки.

Политическая сфера: Германия была раздроблена на множество мелких карликовых государств. Формой государственного правления была монархия, набиравшая экономическую мощь буржуазия: 1) к завоеванию политической власти 2) компромиссу с феодальными и различными общественными институтами. Такая половинчатость отразилась и в сфере философии ее противоречивость, спекулятивность и схематизме, духовная сфера наука достигла определенных результатов, позволяющих осознать недостатки этой эпохи, проникнуты духом вызова, возмущения против существующих порядков.

Все эти обстоятельства естественно отразились и в сфере философии, последняя была идеалистической и во вторых диалектической.

Идеализм был обусловлен слабостью немецкой буржуазии.

Диалектика - опиралась на диалектические идеи античных мыслителей. (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель), ученных нового времени (Лейбницу. Спиноза). Данные естествознания: гносеологии, эмбриологии, органической химии и.т.д; социальный опыт (ломку феодальных отношений). Немецкие философы создают теорию развития. Открывают законы развития или диалектики. (закон единства борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания).

Само развитие они понимают как духовный процесс. Процесс саморазвития "духа мышления" или дух культуры. Предметом исследования немецких философов была духовная сфера мир знания. В немецкой системе развивается дух, а не природа живая и не живая. Центральной проблемой немецкой философии была: проблема разума, человеческой активности сознания, мышления. Это по сути дела проблема творчества субъекта.

2) ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ИМОНУИЛА КАНТЕ

Канте (1724-1804).

Вся философия Канте подразделяется на два периода:

1) докритический 1770

2) критический В первый период интересы Канте носят ярко выраженный естественно научный характер, натур философский характер, в своей научной работе: "Всеобщее естественное история теория неба" (1755) Кант выдвигает идею о происхождении солнечной системы из пылегазовой туманности и наносит тем самым серьезный удар по метафизическим воззрениям. Опираясь на законы Ньютона Конт отвергает идею первотолчка - перводвигателя объясняет хорошо все структурные элементы солнечной системы: Движение планет в одной плоскости, радиусы и.т.д.

Во второй период научной деятельности Конт создает систему трансцендентального идеализма, довольно подробно анализирует процесс познания, возможности человеческого разума и его границы. Этому посвящены три его работы:

1) "Критика чистого разума." (1781)

2) "Критика практического разума" (1788)

3) Критика способностей суждения. " (1790) В этих работах тщательно проанализирована познавательная способность человека и создана идеалистическая теория познания.

В основе 3-х критик лежит учение Канта о "вещи в себе" и "вещи для нас". "Вещь в себе" независимый мир сознания (вещей). (материалистическая точка зрения) "Вещь для нас" - это то каким образом объект представлен в органах чувств. (Пусть объектом познания выступает земля тогда "вещь для нас": наличие растительности и живого мира, реками, озерами и.т.д. из космоса в виде шара.)

Идеализм в теории познания состоит в утверждении, что не ощущения, не понятия и суждения не дают и не могут дать теоретического знания о "веще в себе." "Вещь в себе" оказывается не познаваемой. Кант не отрицает познаваемость мира, он говорит лишь о познаваемости вещи для нас и отрицает возможность познания вещи в себе. Кант оторвал "Вещь в себе" от "вещи для нас", что неправильно. (характер человека).

Заслуга Канта заключается в том что он пытается преодолеть пропасть между эмпиризмом и рационализмом, т.е. пытается выяснить механизм взаимосвязи чувственного и рационального.

Кант согласен с эмпириками в том, что источником знаний являются ощущения (Джон Лок и Бекам), но он не согласен с ними в том что они утверждали что сознание трактуется как чистая доска на которой все записывается под воздействием природы.

Кант допускает что в наших знаниях есть такой элемент, который не связан с деятельностью ощущений, а представляет собой результат деятельности разума, его активности. Ученый всегда пытается за многообразием эмпирических фактов увидеть, нечто что скрыто от органов чувств. По Канту процесс познания представляет собой процесс обработки эмпирического материала с помощью разума, существования неких априорных форм чувственности и рассудка. (A priori - до опыта) априорных - врожденных. В качестве априорных форм чувственности выступают понятия пространства и времени; рассудка выступают понятия причина, следствие и.т.д Эти формы позволяют определенным образом упорядочить материал ощущений. (солнце - плитка -> причина). Каким образом Кант отрицает познавательность "Вещи в себе": отрицает на том основании что допускает существование априорных форм, которые не позволяют получить адекватное субъекты объективные знания мира. Заслуга Канта заключается в открытии противоречивой природы человеческого мышления. Канту удалось показать, что развитие знаний происходит в борьбе противоположных точек зрения. Данный феномен нашел свое отражение в противоречивых суждениях - антимониях.

1) мир бесконечен в пространстве, мир конечен в пространстве и времени.

2) Все в мире просто и не делимо, все в мире сложно и делимо. Это необходимый элемент развития знаний. Кант наличие противоречий признавал лишь в сфере знаний, а не в самой объективной реальности.

Лекция 8. Философское учение о материи

Вопросы:

1) Материальное и идеальное?

2) Основные этапы развития материалистических представлений о материи?

3) Ленинское определение о материи?

4) Современная наука о строении и свойствах материи?

1) МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ

Понятие "материальное" и "идеальное" широко используется различными науками, оно является производным от понятий материя, дух и идея.

Исторически взгляды на материальное и идеальное изменялись, согласно классической науке материальное отождествлялось с природным (вещественным), а идеальное с внутренним миром духовным миром человека, сознания.

Современная наука говорит об ограниченности такой точки зрения, по нашему мнению материальное и идеальное является двумя природными началами.

Это говорит о несостоятельности отождествления идеального со знанием. Идеальное существует природе до появления сознания -> сознание является одной из форм проявления идеального.

Какие же аргументы указывают на необходимость расширения понятие идеальное?

1) Аргументы историко-философского порядка. Поиски природного идеального пронизывают всю историю развития философской мысли. Согласно Аристотелю. Кроме материи существует форма. Форма у Аристотеля - идеальное начало ->единство материи и формы. Не что подобное содержится и в философии Платона, на ряду с материей. У Платона матеря со вечно с идеями.

2) Признания материального и идеального в качестве двух природных начал заставляет учение о единстве противоположности. Противоположности: теплое - холодное. и.т.д. Материальное и идеальное является безусловно противоположностями материальное нечто противоположное идеальное, и наоборот.

3) Неклассическая наука (квантовая механика, теория относительности, синергетика) указывают тоже на единство материального и идеального. Признание материального и идеального в качестве двух природных начал позволяет:

1) снять основной вопрос в философии и преодолеть односторонность материального и идеального.

2) Доказать что человеческая психика имеет глубокие основания в бытие. Иначе говоря, человеческая психика является формой развития идеального, причем в органической связи с материальным. Такая постановка вопроса проливает свет на проблему возникновения сознания.

3) Взаимодействие материального и идеального начал следует рассматривать универсальным законом бытия.

2) ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ

В любой философской системе содержится определенная трактовка материи, связано это с решением основного вопроса философии: "Что первично материя или сознание?"

Во всех субъективно идеалистических учениях отрицается объективное, т.е. независимое от сознания человека существование материи. Беркли утверждал: " материи нет, и никто ее никогда не видел. Понятие материя можно употреблять в том смысле, в каком люди употребляют слово не что."

Согласно объективным идеалистам материя порождена духом над мировым разумом.

Согласно Гегелю, абсолютная идея, развиваясь, порождает материальный мир. Материалисты выделили ряд этапов развития материалистических представлений о материи:

Это наглядно чувственного представления материи. Материя рассматривается, как материал, из которого "сделаны" все вещи.

Вещественные представления о материи, они сложились в 17-18 веке и были связаны с развитием классической механики. Материя отождествлялась с веществом, ей приписываются те свойства объектов, которые изучаются естествознанием (механика, химия): масса, протяженность, непроницаемость, атомы, молекулы. Отождествление материи с конкретно чувственными телами или свойствами вещества, представляет собой упрощенную или ограниченную характеристику материи. Ценным моментом в этих воззрениях была идея объективного существования материи.

Философские представления о материи, они охватывают всю материальную действительность, обладают признаком всеобщности, под материей в данном случаи понимается вся природа как объективная реальность, согласно Спинозе природа является causa sui (причина сомой в себе). Философские представления о материи были присущи классикам диалектического материализма Маркс и Энгельс не отождествляли материю с чем-то конкретным чувственным или со свойствами вещества.

3) ЛЕНИНСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ О МАТЕРИИ

Философское определение материи дал Ленин: "материя есть философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них."

Это определение Лениным было связано на основе следующего:

1) На основе критического анализа идеалистических воззрений на материю (Беркли, Юма, Милля) Согласно Миллю материя есть постоянная возможность ощущений. Не состоятельность этого определения заключается в том что существование материи ставится в зависимость от существования субъекта: есть субъект есть материя; нет субъекта нет материи. Это определение отрицает материю как объективное существование материи.

2) На основе анализа сложной ситуации в области физики, которая сложилась на рубеже 19-20 столетия, в это время в физике произошла революция: был открыт электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, была обнаружена зависимость массы тела от скорости. Ряд ученных опираясь на данные этих открытий (не верно их интерпретировали) пришли к выводу: материя исчезла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: