Структура туристского продукт

Успех туристского предприятия на рынке туризма в первую очередь определяется привлекательностью предлагаемого туристского продукта. Современный туристский продукт представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:

· природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и т. п.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие;

· здания и сооружения (средства размещения туристов, рестораны, сооружения для отдыха, занятий спортом и т. д.), которые сами по себе не являются фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при отсутствии которых возникают многочисленные препятствия для возможного путешествия;

· средства передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами.

До определенного момента туристский продукт не имеет для потребителя реальной ценности. Туристы приобретают на рынке не товары, а их функциональную способность удовлетворять определенную человеческую потребность. Они оплачивают не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомства с неизвестным и т. д. Только осознав, что товар способен удовлетворить его насущную потребность, турист становится покупателем.

Туристский продукт — это результат усилий многих предприятий. Он состоит из следующих элементов:

· тур;

· товары;

· дополнительные туристско-экскурсионные услуги.

Туристский продукт отличается от туристского пакета тем, что туристский пакет — это только часть туристского продукта, точнее — обязательная часть тура (тур больше или равен туристскому пакету).

Тур — первичная единица (товарная форма) туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки. Под туром понимают комплекс различных видов услуг, объединенных на базе главной цели путешествия, предоставляемых по определенному маршруту и в определенный срок.

Все услуги, из которых формируется тур, можно подразделить на индивидуальные, индивидуальные групповые и пакетные. Индивидуальные — это услуги, стоимость которых на одного человека не зависит от наличия или отсутствия других услуг в туре, а также от числа туристов, пользующихся данной услугой (например, страховка). Индивидуальные групповые — это услуги, стоимость которых на одного человека зависит от общего числа ту­ристов, пользующихся данной услугой (например, трансфер в 20-местном автобусе). Пакетные — это услуги, входящие в туристский пакет, стоимость которых имеет смысл лишь при наличии других услуг, составляющих пакет.

Как правило, тур оставляет туристу много свободного времени для выбора собственной программы, которая может быть реализована туристом исходя из личных предпочтений и возможностей.

Обязательную программу (турпакет и комплекс услуг на маршруте) туроператор оформляет в виде туристской путевки или ваучера — документа, в котором гарантированы все обязательные для фирмы и клиента услуги.

Товарыспецифическая материальная часть туристского продукта, включающая туристские планы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., и неспецифическая материальная часть туристского продукта, куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов.

Дополнительные туристско-экскурсионные услуги — услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. К ним относятся: прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, коммерческое телевидение, видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п. Эти услуги приобретаются туристами за дополнительную плату.

Структура стоимости туристского продукта при инклюзив-турах из России в европейские страны составляет:

ТПр (100%) - Т (30%) ♦ Те (30%) + ДТЭУ (40%),

где ТПр — стоимость туристского продукта; Т — стоимость тура; Тв — стоимость купленных товаров; ДТЭУ — стоимость дополнительных услуг.

Из этой структуры видно, что туроператор выручает менее 1/3 стоимости турпродукта. Гораздо больше средств туристы тратят непосредственно в местной туристской индустрии, минуя услуги туроператора. Значительная часть расходов туристов поступает в местный бюджет через торговлю.

Общей тенденцией, которую туроператор должен учитывать при разработке туристского продукта, — это сокращение набора услуг, включаемых в обязательное обслуживание туриста. С одной стороны, туристское предприятие к этому толкает конкурентная борьба за более низкие цены, чем у конкурента. С другой стороны, для туриста важен психологический фактор свободы в выборе дополнительных услуг. Тем самым спрос на туристский продукт увеличивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: