double arrow

Педагогические способности


Третий элемент структуры педагогического мастерства - способности к педагогической деятельности.

Педагогические способности - характеризуют особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности.

Анализ педагогических способностей отражен в целом ряде исследований. Опираясь на исследования многих авторов, можно выделить шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности:

- коммуникативность - расположенность к людям, доброжелательность, общительность,

- перцептивные способности - профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция,

- динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению,

- эмоциональная устойчивость - способность владеть собой.

- оптимистическое прогнозирование,

- креативность - способность к творчеству.

Способности к педагогической деятельности, как и к другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение.

Проверку своих способностей следует начать с коммуникативности, т.е. способности общаться. Вообще такой способностью обладает каждый человек, но выращена она по-разному. Итак, следует проанализировать, испытываете ли вы желание находиться в обществе среди других людей. Общительность включает в себя не только желание и потребность в общении, но и способность испытывать удовлетворение от процесса коммуникации. Доброжелательность и ощущение удовлетворения от работы с детьми, с людьми вообще сохраняет работоспособность, создает подпитку творческому самочувствию.




Общительности помогают перцептивные способности. Среди них - профессиональная зоркость, наблюдательность. Как может учитель принять нужное решение, если он не умеет быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по мельчайшим внешним проявлениям, понимать мотивы поступков.

Способность к пониманию человека у педагога - мастера взаимосвязана со способностью к активному воздействию на него - то, что можно назвать динамизмом личности. Динамизм - это способность к убеждению и внушению, внутренняя гибкость, инициатива в разнообразии воздействий.

Динамизм связан с эмоциональной устойчивостью, т.е. сфера влияния, поле притяжения хорошего педагога. Самообладание, способность к саморегуляции создают эмоциональную устойчивость личности, возможность владеть ситуацией и собой в любой ситуации.

Оптимистическое прогнозирование опирается на положительное в становлении личности, указываются перспективы ее развития. Учитель не имеет право сказать ученику “Никогда!”.







Сейчас читают про: