Профессиональные знания

На учащегося, детский коллектив.

Гуманистическая направленность деятельности педагога

Вся деятельность педагога соткана из педагогических драм, если драмой считать столкновение мнений, борьбу за утверждение позиций. Причем, чем выше уровень мастерства, тем отчетливее конфликты, так как новизна систем, предлагаемая творческими учителями, часто встречает сопротивление устоявшихся взглядов.

Что составляет направленность личности? Идеалы, интересы, ценностные ориентации, говорит нам наука психология.

Давайте посмотрим, разве не это начало драмы? С чем педагог идет на урок? Идет старательный учитель с думой “дать урок”, выполнить программу. Интересы его в том материале, который предстоит освоить в течение предстоящих 45 минут. Идет на урок донецкий учитель В.Ф.Шаталов, чтобы помочь каждому победно учиться. Идет начинающий учитель, обеспокоенный честью мундира и думающий, прежде всего о том, чтобы дети видели в нем учителя при столь незначительной разнице в возрасте. Идет бывалый учитель научить счастью, а для этого доказать, что каждый из учеников - “кладезь возможностей”.

Они все идут в школу, на урок, к детям, но основа их позиций уже драматическая. Суть в том, как соотносятся их установки с главными целями воспитания? Педагогическая направленность личности каждого педагога многогранна и состоит из ценностных ориентаций. Рассмотрим их.

Ценностные ориентации личности педагога:

1. На себя - самоутверждение - чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя.

2. На средства педагогического воздействия.

4. На цели педагогической деятельности - гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности.

В основе направленности личности педагога - мастера - две страсти - увлеченность предметом, который он преподает, и потребность в обращении с детьми.

Фундаментальная основа педагогического мастерства – профессиональные знания. Знания педагога обращены, с одной стороны - к науке, предмет которой он преподает, с другой стороны - к учащимся, которые их приобретают.

Профессиональные знания состоят из:

- знания преподаваемого предмета,

- знания методики его преподавания,

- знаний основ педагогики и психологии.

Важной особенностью профессионального педагогического знания является его комплексность, что требует способности учителя синтезировать, объединять и обобщать изучаемые науки. Помимо комплексности и обобщенности, профессиональное знание педагога - мастера характеризуется личностной окрашенностью.

Идет урок литературы в 8 классе. Много сказано об отношении самого А.С.Пушкина к своему роману “Евгений Онегин”, об отношении критиков - В.Белинского, Д.Писарева. Высказывали свое мнение очень робко и восьмиклассники. А сам же учитель, управляя ходом беседы, не разу не сказал детям: “Я думаю”, “Мне кажется”. Учитель забывает, что если сам не раскрываешься перед учеником, не даешь ему проникнуть в мир ощущений и мыслей, то бесполезно ждать искренних ответов и собственных мыслей от учащихся.

Знания науки, окрашенные интересом, увлеченностью педагога воспринимаются как его собственная позиция. Мастерство педагога - в очеловечивании, одухотворении знаний, которые не просто передаются из книг, а излагаются как свой взгляд на мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: