double arrow

Основы и формы власти


Тема 19. Власть и способы ее реализации.

Обладать властью — значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей.

Власть в менеджменте — это легитимное, законное право менеджера отдавать приказы подчиненным при выполне­нии ими производственных заданий, а также право поощ­рять или наказывать.

У одних людей власти очень много, у других ее нет со­всем. Иногда кажется, что некоторые люди не могут полу­чить столько власти, сколько им надо, поэтому они борются за то, чтобы ее обрести, и еще ожесточеннее борются за то, чтобы удержать то, что имеют. Таким образом, власть и ма­нипулирование ею являются задачами управления. И счи­таться с этим должны и руководители, и подчиненные. Многим кажется, что обладание властью — это прерогати­ва руководителя и подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако сейчас признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.

Между влиянием и властью существует различие.




Влияние — это любое поведение одного индивидуума, которое «носит изменение в поведение другого индивидуума.

Власть — это способность индивидуума оказывать влияние на окружающих с целью подчинения их своей воле.

Основы власти (рис. 19.1) :

• принуждение;

• собственность на ресурсы;

• добровольное подчинение.

рис. 19.1 Основы власти

Власть, основанная на принуждении (административная власть), держится в основном на страхе перед наказанием, которое имеет следующие формы: физическое насилие, применение различ­ных санкций (штраф, лишение премии, выговор, предупреждение о служебном несоответствии и др.). Вознаграждение (крупное, частое) с целью добиться от подчиненного желаемого поведения также мож­но отнести к одной из форм принуждения. Хотя принуждение и может привести к временной покорности подчиненного, оно имеет нежелательные побочные эффекты — скованность, страх, месть и отчуж­дение. Это в свою очередь может привести к более низкой произво­дительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров.

Другой основой власти является собственность на ресурсы, одни располагают, другие — нет, но нуждаются в них. К ним можно отнести:

• материальные (предметы, вещи, сырье и др.);

• денежные;

• информационные;

• связи с влиятельными лицами;

• знания и компетенция.

Власть, основанная на добровольном подчинении, имеет три; причины:

1)традиция;

2)личная харизма;

3)убежденность.

Традиция подчиняться должностному лицу передается из поко­ления в поколение (монархизм, сталинизм).



Личная харизма — это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека либо его самого в целом. Люди стремятся получить его одобрение, быть похожим на него.

Убежденность — наиболее прочная основа власти, она не тре­бует контроля и стимулирования, но очень медленно формируется, так как зависит от морально-психологического климата в коллекти­ве, степени взаимного доверия подчиненных и руководителей.

Власть может принимать разнообразные формы. В свя­зи с этим выделяют три основные формы власти:

• утилитарная;

• авторитарно-нормативная;

• объединенная.

Формы власти (рис. 19.2) :

рис. 19.2. Формы власти

Утилитарная власть — это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель точно знает, что, выполнив определенное задание, он получит соответствующее вознаграж­дение.

Авторитарно-нормативная власть — законная власть. (например, президент плюс конституция).

Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг — строго их выполнять.

Объединенная власть — власть группы. Эта власть ог­ромна и часто неосознанна. Нормы устанавливаются несколькими лидерами, поведение подчиненных должно вписываться в эти нормы.

Власть имеет тенденцию к ослаблению, что обусловлено следующими причинами:

• сократился разрыв в уровне образования и квалификации
между руководителями и подчиненными (т.е. зачастую наблюда­ются только формальные преимущества: должность, возраст, опыт работы);



• вместо универсальных работников основу коллектива стали
составлять узкие специалисты, уход которых может привести к рас­паду организации;

• ослабло традиционное послушание (безоговорочное подчине­ние в армии, влияние церкви на умы людей и пр.);

• ротация работников в поисках лучшего и высокооплачивае­мого места работы, что объясняется сегодня легким доступом к информации.







Сейчас читают про: