Обязанности подчиненных

Лидер, его отличия от руководителя

Лидер также является руководителем, но он не командует, а дет за собой подчиненных. Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных умении поставить себя на их места, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимо­сти совершать те или иные поступки.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он про­являет завидную гибкость и умение идти на компромисс.

Но подлинным источником власти лидера над людьми явля­ется его независимость, готовность в любой момент освободил занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива во­все еще не означает покорность ему.

В табл. 19.1 отражены отличия лидера от формального руково­дителя.

Таблица 19.1

отличия лидера от формального руково­дителя

Руководитель Лидер
Администратор Инноватор
Командует, убеждает Вдохновляет, призывает
Выполняет указания других Реализует собственные цели
Действует на основе расчета Действует на основе видения
Ориентируется на организацию Ориентируется на людей
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Принимает решения Реализует решения
Пользуется уважением Пользуется любовью

Официальные обязанности подчиненных (изложенные, как правило, в должностных инструкциях) (рис. 8.3):

· добросовестно, с полной отдачей сил и способностей, на высоком уровне выполнять порученное дело;

• принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции;

• информировать руководителя о результатах работы, трудностяхx и проблемах, не перекладывая на руководителя свою работу;

• самокритично относиться к себе, признавать ошибки и промахи, стремиться к совершенствованию;

• всегда и везде отстаивать интересы и честь организации;

• уважительно относиться к руководителю, невзирая на возраст
тачные антипатии.

Неофициальные обязанности подчиненных:

- соблюдать дистанцию между собой и руководителем;

- не принимать серьезных решений без консультации с руководителем, так как руководитель лучше знает обстановку;

- не вмешиваться в дела руководителя, за исключением его явных промахов;

- подавлять собственные амбиции;

- ценить время свое и руководителя, не допускать дискредитации руководителя;

- стремиться избавиться от негативного отношения к руководителю.

Подчиненные иногда ведут себя по отношению к руководителю Негативно: уклоняются или отказываются от выполнения своих обязанностей, затягивают сроки выполнения работы, стараются перело­жить свою работу на других, оказывают на руководителя психологическое давление, стремясь вынудить его идти у себя на поводу. Причины негативного поведения могут быть разными: от уровня воспитания и образования до желания сменить руководителя на более лояльного. Однако причиной негативных взаимоотношений может быть и сам руководитель (низкие моральные и профессиональные каче­ства, недобросовестное отношение к своим обязанностям, непредс­казуемость поведения, создание препятствий в работе подчиненных, утаивание необходимой информации и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: