Лидер, его отличия от руководителя
Лидер также является руководителем, но он не командует, а дет за собой подчиненных. Люди следуют за лидером, прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных умении поставить себя на их места, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки.
Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.
Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободил занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорность ему.
В табл. 19.1 отражены отличия лидера от формального руководителя.
Таблица 19.1
отличия лидера от формального руководителя
Руководитель | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Командует, убеждает | Вдохновляет, призывает |
Выполняет указания других | Реализует собственные цели |
Действует на основе расчета | Действует на основе видения |
Ориентируется на организацию | Ориентируется на людей |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Принимает решения | Реализует решения |
Пользуется уважением | Пользуется любовью |
Официальные обязанности подчиненных (изложенные, как правило, в должностных инструкциях) (рис. 8.3):
· добросовестно, с полной отдачей сил и способностей, на высоком уровне выполнять порученное дело;
• принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции;
• информировать руководителя о результатах работы, трудностяхx и проблемах, не перекладывая на руководителя свою работу;
• самокритично относиться к себе, признавать ошибки и промахи, стремиться к совершенствованию;
• всегда и везде отстаивать интересы и честь организации;
• уважительно относиться к руководителю, невзирая на возраст
тачные антипатии.
Неофициальные обязанности подчиненных:
- соблюдать дистанцию между собой и руководителем;
- не принимать серьезных решений без консультации с руководителем, так как руководитель лучше знает обстановку;
- не вмешиваться в дела руководителя, за исключением его явных промахов;
- подавлять собственные амбиции;
- ценить время свое и руководителя, не допускать дискредитации руководителя;
- стремиться избавиться от негативного отношения к руководителю.
Подчиненные иногда ведут себя по отношению к руководителю Негативно: уклоняются или отказываются от выполнения своих обязанностей, затягивают сроки выполнения работы, стараются переложить свою работу на других, оказывают на руководителя психологическое давление, стремясь вынудить его идти у себя на поводу. Причины негативного поведения могут быть разными: от уровня воспитания и образования до желания сменить руководителя на более лояльного. Однако причиной негативных взаимоотношений может быть и сам руководитель (низкие моральные и профессиональные качества, недобросовестное отношение к своим обязанностям, непредсказуемость поведения, создание препятствий в работе подчиненных, утаивание необходимой информации и пр.).