Особенности бюджета времени студентов
Изучение бюджета времени студентов показывает, что загрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин.
Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьирована и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий-8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени на учебную и самостоятельную работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю и методам обучения в вузе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа или в среднем11 часов в день: у студентов 2 курса-50,7-56,3 часа или 8,9 часа в день; у студентов 3 курса - 46,2-55,9 часа или 8,5 часа в день. Характерно, что значительная часть студентов I курса, еще не научившихся правильно планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой по 2-4 часа даже в выходные дни. Эти данные говорят о том, что учебный труд студентов является достаточно напряженным.
|
|
Большую значимость в бюджете времени студента имеет свободное время. Оно составляет в среднем 1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают его общественной работе, овладению ценностями духовной культуры, интеллектуальному и физическому совершенствованию, отдыху. Условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают существенное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Режим учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительные мероприятия обеспечивают экономичное расходование нервной энергии, снижают нервно-психическую напряженность.
Обследование около 10000 студентов показало, что приступают к самоподготовке в период от 18 до 20 часов - 26,3% студентов, от 20 до 22 часов-36,8%, от 22-24 часов 23,2%. Если в среднем продолжительность самоподготовки составляет 4 часа, можно заключить, что 60% студентов выполняют ее в поздние вечерние часы.
Работа в это время требует повышенных затрат нервной энергии, что
отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала. У многих студентов нарушен режим сна. У 87%студентов, проживающих в общежитии, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. Крайне недостаточная продолжительность ночного сна до 6 часов наблюдается у 25%студентов, от 6-7часов у 60%.Нормальная продолжительность сна от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15%студентов. При систематическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспособности на 7-18%. Недооценивается студентами и режим питания. В определенные часы принимают пищу около 29%студентов, без завтрака уходят на занятия 21%,не ужинают 16%,около 47%принимают горячую пищу только 2 раза в день. Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако, из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку систематически выполняют лишь 3,4%,закаливающие процедуры-0,8%,очень мало студенты бывают на свежем воздухе: до 30 мин в день – 61%, до I часа 29%, до 2 часов 10%. В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 97%студентов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день.
|
|
2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов
Прогресс науки и техники вызвал необходимость получения значительного объема профессиональных знаний и большого количества разнообразной информации. Неизмеримо возрос темп жизни. Все это обусловило, смещение центра тяжести нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную.
Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями головного мозга. При различных видах умственной работы суточный расход энергии (по сравнению с состоянием покоя) повышается на небольшую величину и составляет 2500-3000 ккал. Показатели дыхания при этом почти не изменяются. Функции сердечнососудистой системы при умственной работе изменяются незначительно - происходит увеличение кровенаполненных сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов, т.е. совершаются сосудистые реакции, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Наблюдения за студентами в период экзаменационных сессий показывают, что частота сердцебиения в это время у них устойчиво повышается до 88-92 ударов в минуту против 76-80 ударов в период учебных занятий.
Умственная работоспособность может изменяться в зависимости от самочувствия и настроения студента, понимания им смысла выполняемой работы, интереса к ней, эмоций и волевых усилий. При длительной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление. При умственном утомлении снижается сила памяти, следствием чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.
Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умственная усталость - субъективное чувство человека. Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. В возбужденном состоянии можно не замечать утомления. Так, несмотря на то, что
экзамены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоциональный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что
временно снимает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобилизует студента, неудача может привести к депрессии.
Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней не обнаруживаются творческие начала, она становится шаблонной. Утомленный человек в своем труде невольно идет за готовыми образцами и может выполнить такую работу еще относительно легко. Наступающее утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением.
|
|
Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор не оказываются по силам - хочется только спать.
При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышается раздражительность, снижение аппетита, головокружение, головная боль. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспептические расстройства, лабильность частоты сердцебиения и кровяного давления, потливость, снижения сопротивляемости организма инфекциям и заболеваниям. Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникновению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия. Поэтому умственная деятельность студентов, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму
и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.
Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменением внешней среды; и эндогенных (ритм сердцебиения, дыхания, кровяного давления, умственная и физическая активность, глубина сна и др. факторов. Эндогенные биологические ритмы называют биологическими часами. Колебания работоспособностив течение суток соответствуют биологической ритмике.
Высокая работоспособность в любом виде деятельности, как правило, обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций. Так, к началу дня усиливаемся деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарат а, тонус мышечной системы, возбудимость нервной системы и т.д. И чемточнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом тонуса жизненно-важных функций организма, тем продуктивнее выполняется учебный труд, повышается выносливость организма, снижается утомляемость, улучшается самочувствие. То же самое имеет место по отношению ко сну
|
|
Для умственной работоспособности студентов, изменения приведенные выше, наблюдаются не всегда. Это обусловлено, во-первых, тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением разных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.) сменой обстановки; во-вторых, работоспособность студентов связана с их типологическими различиями, в- третьих сказываются факторы, определяемые организацией учебного процесса. Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности и студенты с неустойчивой их последовательностью. В зависимости от времени подъема работоспособности первые (около 90% обследуемых) подразделяются на «утренние» и «вечерние» типы. Студенты, отнесенные к утреннему типу», так называемые "жаворонки" встают рано, с утра бодры, наиболее работоспособны с 9-10 до 14 часов. Они наиболее адаптированы к существующему режиму обучения, их биологический ритм практически совпадает с учебным режимом дневного вуза. Студенты вечернего типа или «совы», наиболее работоспособны с 18-20 до 24 часов. В первую половину дня их работоспособность снижена, они поздно ложатся спать, чаще не высыпаются. Эти студенты (дневных вузов) находятся в менее благоприятных условиях обучения.
Рабочий день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью. В начале учебного дня они не могут сразу сосредоточиться и полностью включиться в занятия. На период врабатывания уходит от 10-20 до 40 минут, после чего наступает состояние «рабочей установки» и работоспособность постепенно снижается. В период отдыха после занятий наблюдается определенное восстановление работоспособности, уровень которой зависит от организации отдыха.
Работоспособность в начале учебной недели бывает настолько понижена (период врабатывания), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха и выходного дня. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается наиболее высокий уровень работоспособности: в пятницу и субботу она снижается. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва». Он рассматривается как результат усиления деятельности при ожидании окончания работы и предстоящего отдыха.
При характеристике изменений работоспособности студентов в начале учебного года процесс полноценной реализации их учебно-трудовых возможностей затягивается до 3-3,5 недели (период врабатывания). Затем наступает период стабилизации и работоспособности на протяжении 2-2,5 месяца.
С началом зачетной сессии, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты ведут подготовку к зачетам и ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов эта тенденция усиливается. В период зимних каникул работоспособность в исходному уровню, а если отдых сопровождается с активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверх восстановления работоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели.
Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов, независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года), изменения умственной работоспособности характеризуются последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет значение для разработки мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, средствами физической культуры и спорта.