- У. Шухарт предполагал согласиться с неизбежностью «дефектов», поэтому и настаивал, чтобы в техническом задании оговаривалось максимальное число не вынужденных ошибок.
- Совокупное количество «дефектов» в готовом изделии должно изначально закладываться в технологию производства.
Разработки У. Шухарта предоставили всем менеджерам возможность экономно расходовать наличные ресурсы в производстве, где выпускаемая продукция отвечала допустимым нормам отклонения от стандартов.
Центральным объектом управления качеством становится производственный процесс, выход которого представляет поток измерений параметров качества отдельных изделий (деталей).
Цель — попасть в допуск — заменяется на две новые:
— обеспечить стабильность (устойчивость) процесса;
— непрерывно уменьшать вариации стабильного процесса.
У. Шухарт рассматривал наличие вариаций как естественное проявление свойств процесса. При этом он по существу сформулировал критерий качества процесса: процесс должен быть устойчив (стабилен) в статистическом смысле, т. е. вариации параметров изделий на выходе процесса представляют собой реализацию устойчивого случайного процесса, функция распределения которого остается постоянной во времени. Для выявления неустойчивости У. Шухарт предложил весьма эффективное средство — контрольную карту.
Согласно концепции У. Шухарта, все вариации обусловлены двумя типами причин: особыми и общими.
Особые причины связаны с нарушением нормального хода процесса и должны выявляться с помощью контрольной карты и устраняться.
Общих причин, определяющих масштаб собственной изменчивости нормально идущего процесса, как правило, много. Вклад каждой из них невелик, однако их суммарное действие может быть весьма существенным.
Уменьшение вариаций, обусловленных общими причинами, обычно связано с действиями менеджеров (иногда достаточно высокого уровня) и сводится к изменению культуры производства. Предложив рабочим, инженерам, экспертам, менеджерам перенести акцент с отдельных несоответствий и дефектов на вариации процессов, У. Шухарт указал тем самым на два основных момента:
— нужно не искать виновных, а, вовлекая всех причастных, искать причины несоответствий и устранять их;
— источниками дефектов, несоответствий являются вариации процессов.
Выделяют три фазы непрерывного улучшения процесса (см. табл. 2.2.)
Таблица 2.2.Фазы непрерывного улучшения процесса
Фазы улучшения процесса | Действия по непрерывному улучшению процесса |
1. Сбор данных | Соберите данные и нанесите их на карту |
2. Управление | Вычислите пробные контрольные границы по данным о процессе. Определите особые причины вариаций и воздействуйте на них |
3. Анализ и улучшение | Оцените вариации по особым причинам, примите меры по их сближению |