Соответствие скрытым потребностям

Соответствие стоимости

Соответствие применению

Соответствие стандарту

Концепция качества 1: соответствие стандарту (см. Рис. 2.2)

Рисунок 2.2 Концепция качества - соответствие стандарту

Соответствие стандарту оценивает, удовлетворяет ли нормам продукт, изготовленный так, как описано в руководстве. Другими словами, соответствие стандарту определяет качество как продукт, который действует в соответствии с намерениями изготовителей. Определение того, удовлетворяет продукт или нет? Для того чтобы достичь соответствия стандарту, управляющие и инженеры:

определяют каждую задачу производства;

записывают эти задачи в качестве стандартной практики в руководства и определяют методы проверки для того, чтобы обеспечить соблюдение стандартной практики.

Для того чтобы оценить соответствие стандарту предприятия иногда пользуются понятием статистического управления качеством (SQC) - подход, который специалист по американскому качеству Э. Деминг, принёс в Японию в начале 50-х годов. Когда понятие «соответствие стандарту» рассматривается с позиций современности, а не в плане исторической перспективы, то оно, используемое в одиночку в качестве определения качества, имеет два недостатка.

Первый - представление о том, что качества можно достичь путем инспекции (проверки). Согласно соответствию стандарту вы убеждаетесь в качестве, проверяя продукцию производственного процесса и отбрасывая изделия с дефектами или низким качеством. Однако в действительности этот процесс часто приводит к столкновению интересов между теми, кто создает продукт и теми, кто его проверяет.

Вторым недостатком соответствия стандарту является его пренебрежение потребностям рынка. Создание производственных стандартов и проверка, находящаяся в зависимости от этих стандартов, ориентирует людей скорее на продукт и выполняет ли он то, для чего был разработан, нежели на нужды заказчиков и удовлетворяет ли этот продукт эти нужды.

Концепция качества 2: соответствие применению (см. Рис. 2.3)

Рисунок 2.3 Концепция качества - соответствие применению

Соответствие применению является средством гарантировать удовлетворение нужд рынка. Соответствие применению направлено на реальные нужды или желания покупателя, а не просто на стандарты, установленные производителем.

Недостатком фокусирования на соответствие применению является то, что конкурентоспособное преимущество, основанное на применении, слабое. Если предприятие имеет ясно понятое соответствие применению (удовлетворяющее нуждам пользователей), то она может достичь позиции монополии, т.е. оно может установить достаточно высокие цены, чтобы компенсировать более высокую стоимость более высокого качества при проверке. Конкуренты, предлагающие такие же хорошие товары по более низким ценам, быстро появляются, устраняя монопольную позицию и возможность компенсировать расходы, возникшие во время процесса проверки.

Концепция качества 3: соответствие стоимости (см. Рис. 2.4)

Рисунок 2.4 Концепция качества - соответствие стоимости

Соответствие стоимости означает высокое качество и низкую цену. Эти два требования являются самым универсальным фактически для всех покупателей, продуктов и услуг.

Требование соответствие стоимости сделало понятие качества многоразмерным. Его первоначальным значением (примерно в 1950 году) были дефекты изделия на сто единиц. Сегодня, даже с точки зрения производства качество никогда не означает просто обнаружение дефектов продукта.

Недостатки могут оставаться даже на предприятиях, которые систематически удовлетворяют скрытым потребностям их покупателей. Эти недостатки возникают из-за меняющейся быстроты и уместности усовершенствования и перемен. Многие предприятия выпадают из бизнеса просто потому, что они не способны вводить усовершенствования так быстро, как их конкуренты. (Концепция качества 4: соответствие скрытым потребностям)

Эволюция качества и систем качества

В эволюции качества существуют четыре (4) перекрывающиеся и продолжающиеся фазы. Эти фазы в полном соответствии с законами диалектики, развивались под давлением противоречия между внутренними и внешними целями производителя - обеспечением качества выпускаемой продукции и соответственно укреплением положения производителя на рынке (внешняя цель) и повышением эффективности производства, т. е. увеличением прибыли предприятия (внутренняя цель). Это противоречие на каждой стадии развития производства, рынка и общества имело свою специфику и по-разному разрешалось.

Для XX в. характерны четыре этапа развития предприятий, связанных со сменой моделей ведения бизнеса.

Первый этап (Фаза отбраковки) — выработка методологии обеспечения ка­чества при замене индивидуального производства серийным. Развитие предприятия на этом этапе основывалось на фундамен­тальных принципах научной организации труда, разработанных Ф. Тейлором.

Второй этап (Фаза управления качеством) — внедрение процессного подхода и монито­ринга производственного процесса с использованием контроль­ных карт У. Шухарта; повышение результативности и эффек­тивности управления, производительности труда.

Третий этап (Фаза постоянного повышения качества) — ориентация предприятий на удовлетворе­ние потребностей и интересов потребителей, которым предстоит пользоваться производимой предприятиями продукцией. Этот подход наиболее характерен для японских изготовителей.

Четвертый этап ( Фаза планирования качества) осознание того, что обеспечение ка­чества не может быть возложено только на тех работников, ко­торые непосредственно заняты в производственных процессах. В эту работу должен быть вовлечен весь коллектив предпри­ятия — от рабочих до высших руководителей. В соответствии с этой концепцией необходимо обучать сотрудников методам командной работы, а также умению анализировать и решать проблемы. Началось зарождение идеи всеобщего управления на основе качества — ТОМ. Всеобщее управление на основе ка­чества (позже — всеобщий менеджмент качества) — современная философия управления, направленная на обеспечение и улучшение качества в масштабах всей организации, включая качество выпускаемых продукции и услуг, производственных процессов, работы персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: