Дитной надёжности покупателей

Лем в течение которого покупатели должны заплатить за свои покупки.

Ниями платежей за них.

Управление текущей дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность – это объём продаж в кредит за день, помно-

женный на период инкассации.

Период инкассации – это время между продажами товаров и поступле-

Любая фирма предпочла бы продавать свои товары за наличный расчёт, а не в кредит. Но требования рыночной конкуренции вынуждают большинство фирм предлагать товары в кредит. Предоставление товарного кредита увели-чивает объём продаж и, в конечном счёте, прибыль. Когда клиентам отправ-ляют товары в кредит, то сокращаются товарные запасы, но образуется деби-торская задолженность, т.е. недополученный остаток денежных средств с покупателя. Когда же покупатель уплачивает по счёту, то уменьшается дебиторская задолженность и увеличивается сумма денежных средств на расчётном счету фирмы-продавца. В результате, когда товары продаются в кредит, то образуются два счёта – статья актива дебиторская задолженность у продавца и статья пассива для покупателя – кредиторская задолженность.

Кредитная политика включает в себя следующие основные элементы:

1. срок кредитапериод времени, зафиксированный в договоре с покупате-

2. скидки – это условия поощрения за ускорение платежей. Оптимальной

считается скидка, при которой издержки, связанные с предостав-лением скидки, и дополнительные доходы, полученные в результате уско-рения дебиторской задолженности взаимно уравновешиваются.

Пример. Пусть первоначальные условия товарной ссуды были „чистые 30”. Это

Означает, что фирма своим покупателям предоставляет 30 дней для оплаты полученных товаров. Изменение условия на „2/10, чистые 30” означает, что фирма при сохранении прежних условий кредита дополнительно предо-ставляет покупателям 2%-ную скидку с продажной цены при внесении ими платы в течение 10 дней.

Таким образом, скидки способствуют привлечению новых клиентов и со-кращению периода инкассации, т.е. среднего периода погашения дебиторской задолженности.

3. Стандарты кредитоспособности – это минимальные требования к кре-

Если клиенту не доверяют кредит на обычных основаниях, то ему придётся приобретать товары у фирмы на более жёстких условиях. Следовательно, характер взимания платы может быть жёстким или мягким в зависимости от дисциплинированности клиентов фирмы по погашению своей дебиторской задолженности. Условие товарного кредита – разумное сочетание срока кредита и предоставляемых скидок.

4. надёжность предоставляемого кредита. Основными факторами надёж-ности являются:

* моральный фактор – определённая степень доверия к клиенту, к его способности вовремя оплатить купленный товар;

* фактор платёжеспособности – успешная в прошлом практика ведения дел фирмы по их кредитной истории, о которой можно судить по резуль-татам наблюдения за деятельностью её предприятий.

* общее финансовое состояние фирмы, которое можно установить на ос-нове изучения официально доступных финансовых отчётов клиентов. При этом особое внимание уделяется изучению таких финансовых показателей, как отношение суммы долга к активам, оборотного капитала к краткосроч-ным обязательствам, а также степени покрытия чистым доходом процент-ных платежей. Кроме того, надёжность кредита характеризует его обеспе-ченность активами, которые клиенты могут предложить в залог.

Контроль за состоянием дебиторской задолженности

Каждая фирма обязана, если она хочет поддерживать свою финансовую устойчивость на достаточном уровне, контролировать свою дебиторскую задол-женность. Для этого фирма должна дифференцированно подходить к клиентам в зависимости от их дисциплины погашения дебиторской задолженности. Простым и надёжным методом контроля дебиторской задолженности является группировка дебиторов по категориям риска погашения задолженности, кото-рая и определяет характер кредитной политики в отношении заёмщиков. Группировка дебиторов может быть представлена следующим образом:

Группировка дебиторов по категориям риска

Категория риска Неоплачено продаж % % клиентов Характер выдачи кредита
  0,5 – 1   Автоматически, любой
  1 – 2   Автоматически, ограниченный
  2 – 5   По специальному решению руководства фирмы
  5 – 10   По специальному решению руководства фирмы
  Более 10   Наложенным платежом

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow