Оказываемых банком-фактором клиенту-поставщику в обмен на уступку его дебиторской задолженности

Передачу им производителю средств по мере того, как они выплачиваются покупателем.

Факторинг

Одним из наиболее радикальных инструментов решения проблем деби-торской задолженности является факторинг.

факторинг – это покупка фактором (фирмой, которая занимается факторинго-

выми операциями, в основном это коммерческие банки) торговых задолженностей производителя с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа.

Факторинг подразделяется на факторинг с уплатой а также с уплатой и финансированием.

Факторинг с уплатойпринятие фактором на себя риска неплатежей и

Факторинг с уплатой и финансированиемвыплата производителю сред-

ств сразу после поставки товара до 90% их продажной цены, а остаток денежных средств выплачивается после получения от покупа-теля всех денег. Этот вид факторинга дороже, чем факторинг просто с упла-той.

Причина появления факторинга – постоянная нехватка оборотных сред-ств у потенциальных покупателей товаров и конкуренции между продавцами, особенно по высоколиквидной продукции. Борьба за покупателей вынуждает поставщиков переходить от традиционного предоставления отсрочки оплаты товаров путём их коммерческого кредитования к факторинговой продаже своих товаров. Кроме того, факторинг уменьшает накладные расходы, обусловленные обязанностью погасить товарный кредит точно в срок независимо от возмож-ных финансовых трудностей.

Содержание факторинговых операций

Наибольшую выгоду из факторингового обслуживания извлекают про-давцы, направляющие полученные от банка „факторинговые” деньги на рас-ширение сбыта своей продукции.

Факторинг является долгосрочной программой финансирования оборот-ного капитала. Договор факторингового обслуживания заключается на не-определённый срок и действует до тех пор, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством.

Факторинговое обслуживание – это комплекс финансовых услуг, постоянно

Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что после поставки продукции фактор немедленно выплачивает продавцу в качестве досрочного платежа значительную часть (от 50% до 90%_ от суммы поставки. Остаток денег, т.е. сумма поставки минус сумма досрочного платежа минус факторинговая комиссия, выплачивается продавцу в день поступления денег от дебитора.

достоинства факторингового обслуживания:

Ü предоставление руководству фирмы возможности сосредоточиться на своей профильной деятельности, что позволяет уделять больше внимания проблемам ускорения оборота капитала, совершенствованию его произво-дительной части и увеличения доходности собственного капитала за счёт увеличения объёмов продаж;

Ü улучшение структуры баланса поставщика за счёт увеличения показателя соотношения собственного и заёмного капитала;

Ü освобождение от процентов за пользование банковским кредитом и по прочим операциям (регистрация и страхование залога, оплата рабочего времени сотрудников на оформление и подготовку документов для кре-дитного отдела банка и т.д.);

Ü освобождение от расходов, связанных с непредвиденным ростом процент-ных ставок, необходимых для экстренной мобилизации денежных средств при наступлении срока погашения или выплаты процентов, что вызвало бы вывод этих средств из оборота;

Ü создание предпосылок к оптимальному использованию банковского лимита кредитования;

Ü защита от потерь оборотного капитала при неоплате или несвоевременной оплате дебиторами товара, а также возможных потерь клиентов вслед-ствие дефицита оборотных средств, который нередко приводит к невоз-можности предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа.

недостатки факторингового обслуживания

Ü дополнительные расходы поставщика по оплате факторинговой комиссии;

Ü дополнительные расходы поставщика по оплате рабочего времени курьера по подвозу документов и сотрудников бухгалтерии на осуществление бух-галтерских проводок, связанных с факторинговым обслуживанием.

Анализ состояния дебиторской задолженности

На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной её инкассации в общей её сумме выделяется её чистая реализационная стоимость.

Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности – сумма текущей дебиторской задолженности за минусом суммы резерва сомни-тельных долгов (под сомнительным долгом понимается та часть дебиторской задолженности, относительно которой существует неуверенность её погашения покупателем должником, пример – факторинг).

Величина резерва сомнительных долгов определяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы (например, по отгруженным товарам) и коэффициента сомнительности её погашения по данной группе.

Оценка уровня дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде осуществляется по следующим показате-лям:

1. коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы, услуги. Он рассчитывается по формуле:

,

где: КОАДЗ – коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебитор- скую задолженность за товары, работы, услуги;

ДЗВ – сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформлен-

ной векселями;

ЧРСДЗ – сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженос-

ти;

РСД – сумма резерва сомнительных долгов;

ОА – общая сумма оборотных активов фирмы.

2. коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженно-сти за товары, работы, услуги. Он рассчитывается по формуле:

,

где: КВИДЗ – коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задол-

женности за товары, работы и услуги;

ДЗВ – сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформлен-

ной векселем;

ЧРСДЗ – сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженнос-

ти;

РСД – сумма резерва сомнительных долгов.

Для определения сроков поступления денежных средств на счета фирмы используется показатель среднего периода инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Этот показатель характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного циклов фирмы. Расчёт этого показателя осуществляется по формуле:

,

где: ПИДЗ – средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за

товары, работы и услуги (в днях);

– средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

– средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задол-

женности в рассматриваемом периоде;

ОО – сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом

периоде.

После определения среднего периода инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги необходимо определить сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолжен-ность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объёма реализации продукции за счёт предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежащая списанию в связи с неплатёжеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчёт этого показателя осуществляется по формуле:

ЭДЗ = ПДЗ – ТЗДЗ - ФПДЗ,

где: ЭДЗ – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчётам с покупателями;

ПДЗ – дополнительная прибыль, полученная от увеличения объёма реализа-

ции продукции за счёт предоставления кредита;

ТЗДЗ – текущие затраты фирмы, связанные с организацией кредитования поку-

пателей и инкассацией долга;

ФПДЗ – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредиту осуществляется по следующей формуле:

,

где: ОКДЗ – необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;

ОРК – планируемый объём реализации продукции в кредит;

КС/Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции в деся- тичных дробях;

– средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

– средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту в

днях;

Пример: Определить необходимую сумму оборотного капитала, направляемого

в предстоящем периоде в дебиторскую задолженность, при следую-щих условиях:

условие срок
Планируемый объём реализации продукции с предостав-лением коммерческого кредита 3200 тыс. усл. ден. ед.
Планируемый удельный вес себестоимости продукции в её цене 75%
Средний период предоставления кредита оптовым покупателям 40 дней
Средний период просрочки платежей по предоставляемому кредиту 20 дней

Решение: =


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: