Передачу им производителю средств по мере того, как они выплачиваются покупателем.
Факторинг
Одним из наиболее радикальных инструментов решения проблем деби-торской задолженности является факторинг.
факторинг – это покупка фактором (фирмой, которая занимается факторинго-
выми операциями, в основном это коммерческие банки) торговых задолженностей производителя с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа.
Факторинг подразделяется на факторинг с уплатой а также с уплатой и финансированием.
Факторинг с уплатой – принятие фактором на себя риска неплатежей и
Факторинг с уплатой и финансированием – выплата производителю сред-
ств сразу после поставки товара до 90% их продажной цены, а остаток денежных средств выплачивается после получения от покупа-теля всех денег. Этот вид факторинга дороже, чем факторинг просто с упла-той.
Причина появления факторинга – постоянная нехватка оборотных сред-ств у потенциальных покупателей товаров и конкуренции между продавцами, особенно по высоколиквидной продукции. Борьба за покупателей вынуждает поставщиков переходить от традиционного предоставления отсрочки оплаты товаров путём их коммерческого кредитования к факторинговой продаже своих товаров. Кроме того, факторинг уменьшает накладные расходы, обусловленные обязанностью погасить товарный кредит точно в срок независимо от возмож-ных финансовых трудностей.
|
|
Содержание факторинговых операций
Наибольшую выгоду из факторингового обслуживания извлекают про-давцы, направляющие полученные от банка „факторинговые” деньги на рас-ширение сбыта своей продукции.
Факторинг является долгосрочной программой финансирования оборот-ного капитала. Договор факторингового обслуживания заключается на не-определённый срок и действует до тех пор, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством.
Факторинговое обслуживание – это комплекс финансовых услуг, постоянно
Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что после поставки продукции фактор немедленно выплачивает продавцу в качестве досрочного платежа значительную часть (от 50% до 90%_ от суммы поставки. Остаток денег, т.е. сумма поставки минус сумма досрочного платежа минус факторинговая комиссия, выплачивается продавцу в день поступления денег от дебитора.
достоинства факторингового обслуживания:
Ü предоставление руководству фирмы возможности сосредоточиться на своей профильной деятельности, что позволяет уделять больше внимания проблемам ускорения оборота капитала, совершенствованию его произво-дительной части и увеличения доходности собственного капитала за счёт увеличения объёмов продаж;
|
|
Ü улучшение структуры баланса поставщика за счёт увеличения показателя соотношения собственного и заёмного капитала;
Ü освобождение от процентов за пользование банковским кредитом и по прочим операциям (регистрация и страхование залога, оплата рабочего времени сотрудников на оформление и подготовку документов для кре-дитного отдела банка и т.д.);
Ü освобождение от расходов, связанных с непредвиденным ростом процент-ных ставок, необходимых для экстренной мобилизации денежных средств при наступлении срока погашения или выплаты процентов, что вызвало бы вывод этих средств из оборота;
Ü создание предпосылок к оптимальному использованию банковского лимита кредитования;
Ü защита от потерь оборотного капитала при неоплате или несвоевременной оплате дебиторами товара, а также возможных потерь клиентов вслед-ствие дефицита оборотных средств, который нередко приводит к невоз-можности предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа.
недостатки факторингового обслуживания
Ü дополнительные расходы поставщика по оплате факторинговой комиссии;
Ü дополнительные расходы поставщика по оплате рабочего времени курьера по подвозу документов и сотрудников бухгалтерии на осуществление бух-галтерских проводок, связанных с факторинговым обслуживанием.
Анализ состояния дебиторской задолженности
На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной её инкассации в общей её сумме выделяется её чистая реализационная стоимость.
Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности – сумма текущей дебиторской задолженности за минусом суммы резерва сомни-тельных долгов (под сомнительным долгом понимается та часть дебиторской задолженности, относительно которой существует неуверенность её погашения покупателем должником, пример – факторинг).
Величина резерва сомнительных долгов определяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы (например, по отгруженным товарам) и коэффициента сомнительности её погашения по данной группе.
Оценка уровня дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде осуществляется по следующим показате-лям:
1. коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы, услуги. Он рассчитывается по формуле:
,
где: КОАДЗ – коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебитор- скую задолженность за товары, работы, услуги;
ДЗВ – сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформлен-
ной векселями;
ЧРСДЗ – сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженос-
ти;
РСД – сумма резерва сомнительных долгов;
ОА – общая сумма оборотных активов фирмы.
2. коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженно-сти за товары, работы, услуги. Он рассчитывается по формуле:
,
где: КВИДЗ – коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задол-
женности за товары, работы и услуги;
ДЗВ – сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформлен-
ной векселем;
ЧРСДЗ – сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженнос-
ти;
РСД – сумма резерва сомнительных долгов.
Для определения сроков поступления денежных средств на счета фирмы используется показатель среднего периода инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Этот показатель характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного циклов фирмы. Расчёт этого показателя осуществляется по формуле:
|
|
,
где: ПИДЗ – средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за
товары, работы и услуги (в днях);
– средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
– средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задол-
женности в рассматриваемом периоде;
ОО – сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом
периоде.
После определения среднего периода инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги необходимо определить сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолжен-ность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объёма реализации продукции за счёт предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежащая списанию в связи с неплатёжеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчёт этого показателя осуществляется по формуле:
ЭДЗ = ПДЗ – ТЗДЗ - ФПДЗ,
где: ЭДЗ – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчётам с покупателями;
ПДЗ – дополнительная прибыль, полученная от увеличения объёма реализа-
ции продукции за счёт предоставления кредита;
ТЗДЗ – текущие затраты фирмы, связанные с организацией кредитования поку-
пателей и инкассацией долга;
ФПДЗ – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредиту осуществляется по следующей формуле:
,
где: ОКДЗ – необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;
ОРК – планируемый объём реализации продукции в кредит;
|
|
КС/Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции в деся- тичных дробях;
– средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
– средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту в
днях;
Пример: Определить необходимую сумму оборотного капитала, направляемого
в предстоящем периоде в дебиторскую задолженность, при следую-щих условиях:
условие | срок |
Планируемый объём реализации продукции с предостав-лением коммерческого кредита | 3200 тыс. усл. ден. ед. |
Планируемый удельный вес себестоимости продукции в её цене | 75% |
Средний период предоставления кредита оптовым покупателям | 40 дней |
Средний период просрочки платежей по предоставляемому кредиту | 20 дней |
Решение: =