Дивидендная политика фирмы

Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления

прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потреб-ляемой и капитализируемой её частями с целью максимизации рыночной стоимости фирмы.

Основные типы дивидендной политики акционированной фирмы

  № Определяющий подход к формированию дивидендной политики Варианты используемых типов дивиденд-ной политики
1. Консервативный подход 1. Остаточная политика дивидендных выплат 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат
2. Умеренный (компромисс-сный) подход 3. Политика минимального стабильного раз-мера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды
3. Агрессивный подход 4. Политика стабильного уровня дивидендов 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд вы-платы дивидендов образуется после того, как за счёт прибыли удов-летворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию инвестиционных возможностей фирмы. Эта дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жиз-ненного цикла фирм.

Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких тем-

пов развития фирм, повышения их финансовой устойчивости.

недостатком – нестабильность размеров дивидендных выплат, полная не-

предсказуемость размеров дивидендных выплат вплоть до полного отказа от их выплат, что отрицательно сказывается на уровне рыночной цены акций таких фирм.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает вы-плату неизменной их суммы на протяжении длительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).

Преимуществом этой политики является её надёжность, которая создаёт

чувство уверенности у акционеров в неизменности текущего до-хода вне зависимости от различных обстоятельств, что определяет стабиль-ность котировок акций этих фирм на фондовом рынке.

Недостатком – слабая связь с результатами деятельности фирм, в связи с

чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого раз-мера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть све-дена к нулю. Для избежания этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на низком уровне, а это обусловливает низкие темпы прироста собственного капитала.

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды представляет собой самый взвешенный её тип.

Преимущества – стабильная гарантированная выплата дивидендов в ми-

нимально предусмотренном размере, но тесно связанной с финансовыми результатами деятельности фирмы без снижения уровня её инвестиционной активности.

Недостатком – продолжительная выплата минимальных размеров диви-

дендных выплат инвестиционная привлекательность акций фирмы снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отно-шению к сумме прибыли.

Преимущества – простота формирования и тесная связь с размером фор-

мируемой прибыли.

Недостатки – негибкость этой политики вызывает резкие перепады в ры-

ночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости акций фирмы. Даже при высоком уров-не дивидендов такая политика обычно не привлекает инвесторов, избегаю-щих риска.

Основные факторы, определяющие дивидендную политику фирмы

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возмож-ности фирмы:

* Стадия жизненного цикла фирмы (на ранних стадиях жизненного цикла фирма вынуждена больше средств инвестировать в своё развитие, ограничивая выплату дивидендов);

* Необходимость расширения фирмой своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

* Степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2. Факторы, характеризующие возможности формирова-ния финансовых ресурсов из альтернативных источни-ков:

* Достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

* Стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

* Стоимость привлечения дополнительного заёмного капитала;

* Доступность кредитов на финансовом рынке;

* Уровень кредитоспособности фирмы, определяемый её текущим фи-нансовым состоянием.

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями:

* Уровень налогообложения дивидендов;

* Уровень налогообложения имущества фирмы;

* Достигнутый эффект финансового левериджа (финансовый леверидж – характеризует долю заёмных средств в общем объёме используемого фирмой капитала, позволяющей ей получить дополнительную прибыль на собственный капитал), обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заёмного капитала;

* Фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабель-ности собственного капитала;

4. Прочие факторы:

* Конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является фирма (в период подъёма конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);

* Уровень дивидендных выплат фирмами-конкурентами;

* Неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержа-ние платёжеспособности является более приоритетной задачей, чем рост дивидендных выплат);

* Возможность утраты контроля над управлением фирмой (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций фирмы и их массовому „сбросу” акционерами, что увеличивает риск финансового захвата фирмы конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.




double arrow
Сейчас читают про: