Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления
прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потреб-ляемой и капитализируемой её частями с целью максимизации рыночной стоимости фирмы.
Основные типы дивидендной политики акционированной фирмы
№ | Определяющий подход к формированию дивидендной политики | Варианты используемых типов дивиденд-ной политики |
1. | Консервативный подход | 1. Остаточная политика дивидендных выплат 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат |
2. | Умеренный (компромисс-сный) подход | 3. Политика минимального стабильного раз-мера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды |
3. | Агрессивный подход | 4. Политика стабильного уровня дивидендов 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов |
1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд вы-платы дивидендов образуется после того, как за счёт прибыли удов-летворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию инвестиционных возможностей фирмы. Эта дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жиз-ненного цикла фирм.
|
|
Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких тем-
пов развития фирм, повышения их финансовой устойчивости.
недостатком – нестабильность размеров дивидендных выплат, полная не-
предсказуемость размеров дивидендных выплат вплоть до полного отказа от их выплат, что отрицательно сказывается на уровне рыночной цены акций таких фирм.
2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает вы-плату неизменной их суммы на протяжении длительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).
Преимуществом этой политики является её надёжность, которая создаёт
чувство уверенности у акционеров в неизменности текущего до-хода вне зависимости от различных обстоятельств, что определяет стабиль-ность котировок акций этих фирм на фондовом рынке.
Недостатком – слабая связь с результатами деятельности фирм, в связи с
чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого раз-мера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть све-дена к нулю. Для избежания этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на низком уровне, а это обусловливает низкие темпы прироста собственного капитала.
3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды представляет собой самый взвешенный её тип.
Преимущества – стабильная гарантированная выплата дивидендов в ми-
|
|
нимально предусмотренном размере, но тесно связанной с финансовыми результатами деятельности фирмы без снижения уровня её инвестиционной активности.
Недостатком – продолжительная выплата минимальных размеров диви-
дендных выплат инвестиционная привлекательность акций фирмы снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.
4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отно-шению к сумме прибыли.
Преимущества – простота формирования и тесная связь с размером фор-
мируемой прибыли.
Недостатки – негибкость этой политики вызывает резкие перепады в ры-
ночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости акций фирмы. Даже при высоком уров-не дивидендов такая политика обычно не привлекает инвесторов, избегаю-щих риска.
Основные факторы, определяющие дивидендную политику фирмы
1. Факторы, характеризующие инвестиционные возмож-ности фирмы:
* Стадия жизненного цикла фирмы (на ранних стадиях жизненного цикла фирма вынуждена больше средств инвестировать в своё развитие, ограничивая выплату дивидендов);
* Необходимость расширения фирмой своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
* Степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).
2. Факторы, характеризующие возможности формирова-ния финансовых ресурсов из альтернативных источни-ков:
* Достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
* Стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
* Стоимость привлечения дополнительного заёмного капитала;
* Доступность кредитов на финансовом рынке;
* Уровень кредитоспособности фирмы, определяемый её текущим фи-нансовым состоянием.
3. Факторы, связанные с объективными ограничениями:
* Уровень налогообложения дивидендов;
* Уровень налогообложения имущества фирмы;
* Достигнутый эффект финансового левериджа (финансовый леверидж – характеризует долю заёмных средств в общем объёме используемого фирмой капитала, позволяющей ей получить дополнительную прибыль на собственный капитал), обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заёмного капитала;
* Фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабель-ности собственного капитала;
4. Прочие факторы:
* Конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является фирма (в период подъёма конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);
* Уровень дивидендных выплат фирмами-конкурентами;
* Неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержа-ние платёжеспособности является более приоритетной задачей, чем рост дивидендных выплат);
* Возможность утраты контроля над управлением фирмой (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций фирмы и их массовому „сбросу” акционерами, что увеличивает риск финансового захвата фирмы конкурентами).
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.