Дивидендная политика фирмы

Дивидендная политика – это составная часть общей политики управления

прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потреб-ляемой и капитализируемой её частями с целью максимизации рыночной стоимости фирмы.

Основные типы дивидендной политики акционированной фирмы

  № Определяющий подход к формированию дивидендной политики Варианты используемых типов дивиденд-ной политики
1. Консервативный подход 1. Остаточная политика дивидендных выплат 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат
2. Умеренный (компромисс-сный) подход 3. Политика минимального стабильного раз-мера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды
3. Агрессивный подход 4. Политика стабильного уровня дивидендов 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов

1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд вы-платы дивидендов образуется после того, как за счёт прибыли удов-летворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию инвестиционных возможностей фирмы. Эта дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жиз-ненного цикла фирм.

Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких тем-

пов развития фирм, повышения их финансовой устойчивости.

недостатком – нестабильность размеров дивидендных выплат, полная не-

предсказуемость размеров дивидендных выплат вплоть до полного отказа от их выплат, что отрицательно сказывается на уровне рыночной цены акций таких фирм.

2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает вы-плату неизменной их суммы на протяжении длительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).

Преимуществом этой политики является её надёжность, которая создаёт

чувство уверенности у акционеров в неизменности текущего до-хода вне зависимости от различных обстоятельств, что определяет стабиль-ность котировок акций этих фирм на фондовом рынке.

Недостатком – слабая связь с результатами деятельности фирм, в связи с

чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого раз-мера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть све-дена к нулю. Для избежания этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на низком уровне, а это обусловливает низкие темпы прироста собственного капитала.

3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды представляет собой самый взвешенный её тип.

Преимущества – стабильная гарантированная выплата дивидендов в ми-

нимально предусмотренном размере, но тесно связанной с финансовыми результатами деятельности фирмы без снижения уровня её инвестиционной активности.

Недостатком – продолжительная выплата минимальных размеров диви-

дендных выплат инвестиционная привлекательность акций фирмы снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отно-шению к сумме прибыли.

Преимущества – простота формирования и тесная связь с размером фор-

мируемой прибыли.

Недостатки – негибкость этой политики вызывает резкие перепады в ры-

ночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости акций фирмы. Даже при высоком уров-не дивидендов такая политика обычно не привлекает инвесторов, избегаю-щих риска.

Основные факторы, определяющие дивидендную политику фирмы

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возмож-ности фирмы:

* Стадия жизненного цикла фирмы (на ранних стадиях жизненного цикла фирма вынуждена больше средств инвестировать в своё развитие, ограничивая выплату дивидендов);

* Необходимость расширения фирмой своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

* Степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).

2. Факторы, характеризующие возможности формирова-ния финансовых ресурсов из альтернативных источни-ков:

* Достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

* Стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

* Стоимость привлечения дополнительного заёмного капитала;

* Доступность кредитов на финансовом рынке;

* Уровень кредитоспособности фирмы, определяемый её текущим фи-нансовым состоянием.

3. Факторы, связанные с объективными ограничениями:

* Уровень налогообложения дивидендов;

* Уровень налогообложения имущества фирмы;

* Достигнутый эффект финансового левериджа (финансовый леверидж – характеризует долю заёмных средств в общем объёме используемого фирмой капитала, позволяющей ей получить дополнительную прибыль на собственный капитал), обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заёмного капитала;

* Фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабель-ности собственного капитала;

4. Прочие факторы:

* Конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является фирма (в период подъёма конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);

* Уровень дивидендных выплат фирмами-конкурентами;

* Неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержа-ние платёжеспособности является более приоритетной задачей, чем рост дивидендных выплат);

* Возможность утраты контроля над управлением фирмой (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций фирмы и их массовому „сбросу” акционерами, что увеличивает риск финансового захвата фирмы конкурентами).

Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: