Прохождение программы. Начиная со II квартала детей знакомят с новым конструктив­ным материалом — бумагой, ее особенностями

Задачи обучения

Начиная со II квартала детей знакомят с новым конструктив­ным материалом — бумагой, ее особенностями, учат складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линии сгиба, приклеивать к основной части детали (к домику — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса).

Воспитанников средней возрастной группы начинают приобщать к изготовлению поделок из природного материала — коры, веток, листьев, шишек, ореховой скорлупы, используя для скрепления ча­стей пластилин. При этом воспитатель старается раскрыть перед детьми богатые возможности природного материала и целесообраз­ность его использования в различных поделках.

Примечание: У детей формируют общие умения и навыки: умения обследовать предмет, планомерно и последовательно работать, доводить начатое дело до конца, также развивают глазомер, чет­кость движения рук и т.д.

На первом занятии воспитатель показывает несколько предме­тов, игрушек, сделанных им из бумаги (домик, корзиночка, альбом и т. д.), рассказывает о том, что путем складывания и склеивания бумаги можно сделать разнообразные интересные игрушки для украшения елки, игры, подарка маме и т. д.

На первом же занятии дети учатся складывать бумагу пополам, делают это по показу и объяснению воспитателя. На следующих занятиях, когда дети работают над поделкой елочных гирлянд, записных книжек для подар­ков маме к 8 Марта, это умение закрепляется.

Изготавливая домик, автобус, грузовик на последующих заня­тиях дети учатся делать игрушки из готовых элементов, приклеивать к основным частям отдельные детали: к домику — дверь, окна, трубу; к автобусу — окна, колеса и т. д.

Примечание: Выполнение таких заданий не только способствует формированию технических навыков (складывание бумаги, склеивание и т.д.), но и стимулирует умственную деятельность детей, самостоятельный поиск способов работы. Прежде чем начать делать игрушку (домик, автобус, грузовик), дети обдумывают, как соединить части между собой, какую часть намазать клеем и т. п.

В летний период детей начинают приобщать к изготовлению поделок из природного материала. Прежде всего, воспитатель знако­мит ребят с этим материалом и на заранее изготовленных простых поделках (например, шапочка из листьев и лодочка из скорлупы грецкого ореха, птичка из шишек и т. п.) демонстрирует, как его можно использовать, учит находить сходство между отдельными предметами (еловая шишка — туловище рыбы, скорлупа грецкого ореха — лодочка и т. д.) и добиваться его в своих поделках; рекомен­дует для скрепления частей подбирать цвет пластилина, соответ­ствующий цвету материала.

Примечание: Занятия по конструированию из бумаги и природного материала обычно чередуются с занятиями по конструированию из строитель­ного материала, хотя иногда, исходя из конкретных образователь­ных задач, воспитатель может этого чередования не придержи­ваться.

Основной прием обучения — использование образца с показом и объяснением, которые в начале обучения, когда у детей нет еще навыков работы с бумагой и природным материалом, бываютподроб­ными (т.е. воспитатель объясняет и показывает весь процесс выпол­нения поделки) и предшествуют деятельности детей.

Примечание: Объяснение должно быть четким и кратким: чем яснее и образнее пояснит вос­питатель, тем успешнее справятся дети с выполнением полученного задания.

Постепенно, по мере овладения детьми приемами складывания бумаги пополам, воспитатель использует образец с ме­нее подробным объяснением, привлекая имеющийся у детей опыт. Например, при поделке домика из бумаги, воспитатель показывает готовый домик (плотный лист бумаги, сложенный пополам, а на нем крыша из сложенного пополам прямоугольника с трубой), обследу­ет его с детьми и предлагает подумать, из каких деталей, что нужно делать (из самого листа — дом, из прямоугольника цветной бу­маги — крышу, из полоски — трубу, окна, двери).

Опираясь на предыдущий опыт (складывание бумаги пополам), воспитатель вместе с детьми обговаривает последовательность изго­товления домика. Аналогичным образом организуется занятие по поделке автобуса и т.п. Когда детям дают достаточно сложную конструк­цию, требующую от них целого ряда действий (складывание, склеи­вание, разрезание, например, поделка грузовика), то, учитывая их небольшой еще опыт, воспитатель подробно объясняет и показывает последовательность выполнения.

Если же поделка сама по себе проста и дети могут воспользо­ваться имеющимися навыками, то воспитатель показывает образец как примерный, обследует его и совсем не объясняет хода выполне­ния. Например, на занятии по изготовлению записных книжек воспитатель показывает несколько книжек, украшенных апплика­цией, предлагает детям вспомнить способ изготовления альбомов и самостоятельно сделать такие книжки, а потом украсить их.

В конце года, когда у детей накопится уже достаточный опыт работы с бумагой, воспитатель организует занятие конструирова­нием по замыслу. За день-два до занятия он подготавливает неболь­шую выставку поделок из бумаги, уже знакомых, и вспоминает вместе с детьми, как их делают. Предлагает отобрать нужные части (прямоугольники, квадраты, полоски, кружки из мягкого картона и т. д.), заготовленные заранее и разложенные на столе.

Примечание: В ходе занятия воспитатель руководит деятельностью детей (советом, вопросом, иногда практическим действием), проверяет, чтобы каждый точно следовал своему замыслу.

Анализируя готовые поделки, воспитатель отмечает те, в которых проявилось творчество, а также те, которые аккуратно и правильно выполнены. Поскольку обучение конструированию из природного материала начинается только в конце года, у детей еще нет никакого опыта, то немногочисленные поделки дети учатся делать только по показу и объяснению воспитателя. Напри­мер, обучая изготавливать ежика из скорлупы грецкого ореха, воспитатель, прежде всего, знакомит детей или с живым ежом, или с его изображением на картинке и помогает выделить форму его тела, покрытого колючками, вытянутую мордочку и т. д. Затем,показывая готовую игрушку-поделку, подчеркивает ее сходство с настоящим ежом и подробно объясняет, как надо такую делать: тело — из половины скорлупы грецкого ореха, колючки — из пластилина того же цвета, что скорлупа. Воспитатель показывает, как примазать пластилин к скорлупе, сделать вытянутую мордочку, как закрепить на спине и т.п., в процессе выполнения поделки помогает им советом, объяснением, показом и т. д.

Предварительная подготовка материалов для занятий по конструированию из бумаги и природного материала (бумага разной формы, цвета и размера, картонные кружочки, нитки и т.д.) занимает у педагога достаточно много временя, использует этот момент в воспитательных целях. Например, подготавливая материал к занятию по изготовлению записной книжки, педагог с детьми решает, какого размера будут эти книжки, предлагает самим детям выбрать цвет ленточки, соответствующий цвету обложки и т. д. В результате у детей формируется осознанное отношение к предстоящей деятельности.

При совместной подготовке материалов для поделок из природного материала педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе (подчеркивает, что ветки деревьев и кустарников ломать нельзя, что листья можно собирать, когда они падают, запасы следует делать во время подрезания деревьев и т.д.). Он использует также этот момент для установления сходства («На что это похо­же?»), что способствует формированию замысла, творчества, фанта­зии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: