Прохождение программы. Первые занятия целесообразно посвятить повторению пройденного материала — закреплению умения складывать бумагу пополам; скажем

Первые занятия целесообразно посвятить повторению пройденного материала — закреплению умения складывать бумагу пополам; скажем, воспитатель предлагает сделать альбом, записную книжку. Способы изготовления вспоминают сами дети.

Новым способам конструирования, например обучение делению квадратного листа бумаги на 16 маленьких квадратов, отводится несколько последовательных занятий с постепенным усложнением конструкций поделок на каждом. Так, на первом занятии дети делают корзиночку из плотной бумаги. После обследования готового образца (выделяются части, определяются форма и назначение) воспитатель показывает и объясняет, как складывают большой квадрат, как его надрезают, как складывают полученную выкройку, склеивают, как приклеивают к корзиночке ручку - дети догадываются сами.

На втором занятии (поделка гаража) дети закрепляют это умение и учатся складывать квадрат по диагонали. Деления квадратного листа бумаги на 16 частей не показывается. Объясняя, воспитатель использует готовый квадрат, разделенный и надрезанный с двух сторон.

Изготавливая домик, дети применяют умения, полученные на предыдущих занятиях, сами делают выкройку и склеивают ее. В на­чале занятия воспитатель показывает образец, в процессе его обсле­дования помогает детям найти способ выполнения, знакомый по предыдущим занятиям, установить последовательность работы.

Способ изготовления поделок из бумаги можно повторить че­рез некоторое время (например, при поделке открытой коробочки), но работают дети уже самостоятельно.

Конструировать изделия из готовых форм путем склеивания дети учатся постепенно. На первом занятии воспитатель показыва­ет, как из спичечных коробков делают автобус: как склеивают ко­робки между собой и обклеивают их бумагой, как крепят колеса и т.д. Дети, следуя показу и объяснению, выполняют задание. На втором занятии (основная задача которого показать: от распо­ложения коробок по отношению друг к другу зависит конфигурация конструкции) воспитатель предлагает детям вспомнить, как они дела­ли автобус, затем показывает несколько образцов готовых поделок мебели. Обследуя эти поделки, дети устанавливают, из скольких коробок сделана каждая, как они склеены между собой и т.д., и выбирают предмет, который они будут конструировать, подбирая при этом соответствующий материал.

Умения, полученные на двух предыдущих занятиях, воспитатель закрепляет на занятии по замыслу (из коробок, картона, бумаги): дети самостоятельно определяют, что они будут делать, из какого материала и как. Однако на последующих занятиях, тема которых — изготовить из коробок, картона и бумаги поделки более сложной конструкции (грузовик, санки, корабль), воспитатель опять обгова­ривает с детьми весь процесс, используя при этом разные строительные наборы, раздает их так, чтобы сидящие за одним столом получили варианты. В процессе выполнения задания воспитатель с помощью наводящих вопросов направляет детей на самостоятель­ное решение («подумай, чем можно заменить бруски»). Если дети осваивают новый способ постройки, существенно отличающийся от предыдущего (например, на занятии по обучению строительству заборчиков, огораживающих площади различной конфигурации), воспитатель не только показывает этот способ, но и подробно объяс­няет весь процесс постройки.

Собственный конструктивный замысел дети смогут осуществить только в том случае, если педагог учит их рассказывать, как они представляют себе будущую постройку: что из каких дета­лей и как будут строить. Анализируя эти постройки, важно показать: конструкция одного и того же предмета может быть раз­личной в зависимости от строительного материала и способов соеди­нения отдельных элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: