Прохождение программы

Задачи обучения

Обучение конструированию в старшей группе детского сада

Конструирование из строительного материала

В старшей группе продолжается обучение умениям анализировать предметы, выделять характерные признаки, сравнивать по этим признакам. Развивается способность устанавливать различные за­висимости между отдельными явлениями (зависимость конструкции от ее назначения, зависимость скорости движения от высоты горки и т. д.).

В этой группе особое место начинает занимать формирование простейших элементов учебной деятельности: понимание задачи, поставленной воспитателем, самостоятельное выполнение указаний, определяющих способ действия. Детей обучают строить по словесному описанию, на предложен­ную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям (станция метро, башня Кремля и т. д.). Особое внимание уделяют выработке у детей умения создавать конструкции по собственному замыслу.

Детей обучают ряду новых конструктивных умений: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую (постройка забор­чиков, огораживающих площади различной конфигурации), делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий, распреде­лять сложную постройку в высоту.

Продолжается знакомство с новыми деталями и их свойствами: с разнообразными по форме и величине пластинами (длинными, короткими, широкими и узкими, квадратными и треугольными), с брусками, цилиндрами.

Очень важно обучать детей умению заменять одни детали дру­гими: куб легко составить из двух трехгранных призм, из кирпичи­ков и т. д.

Сооружая коллективные постройки (зоопарк, улица, детский сад), дети учатся работать сообща, объединять свои постройки в соответствии с единым замыслом.

Всеми перечисленными выше умениями дети овладевают в про­цессе сооружения различных построек, тематика которых иногда может быть той же, что и в предыдущей возрастной группе, однако конструкции усложняются.

Чтобы обучить детей умению варьировать детали, берется любая тематика: дома, транспорт, мосты и др. При этом воспитатель сооб­щает тему занятия, показывает готовый образец постройки и предла­гает детям построить такую же, используя имеющийся у них строи­тельный материал. Такие занятия дают большой обучающий эф­фект: дети учатся самостоятельно решать конструктивные задачи, сообразуясь с имеющимся у них материалом.

Чтобы выработать у детей умение ориентироваться на плоско­сти и намечать очертания будущей постройки, что существенным образом способствует формированию планирующей мыслительной деятельности, можно провести занятия по обучению строительству заборчиков.

На первом занятии детям дают простое задание, построить заборчик по образцу и показу воспитателя, так как осваивается новый способ постройки, существенно отличающийся от предыду­щего. Воспитатель показывает: начинают с установки столбиков, которые важно правильно расположить (по углам, ориентируясь на домик), а затем устанавливают кирпичики между ними.

На втором занятий дети обносят забором два домика. Задание выполняется без образца, а затем каждому ребенку предлагают обнести заборчиком 3-4 домика, расположив их по-разному на плоскости стены (а не в ряд), соблюдая основной принцип — начав с установки столбиков.

Такая вариативность задачи и ее постепенное усложнение способствуют освоению нового способа действия, делают этот способ обобщенным, который дети свободно используют в разных ситуациях.

Чтобы дети поняли зависимость конструкции от ее назначения можно провести занятие на тему «Строительство горки». Вначале дети строят горку по образцу воспитателя, вычленяя при этом ос­новную конструктивную часть-опору, от которой зависит распо­ложение других частей (спуск, дорожка, лесенка), и обыгрывают готовую горку - скатывают с нее машинку (шарик).

Далее одни дети получают задание: перестроить свою горку так, чтобы с нее машина съезжала быстро; другие - чтобы машина съезжала медленно. Задание дает возможность закрепить полу­ченные знания: высота горки зависит от высоты опоры; уточняются представления — скорость движения машины (шарика) зависит от высоты горки. На следующем занятии детям можно предло­жить построить горку с двумя скатами так, чтобы по одному из них шарик скатывался медленно, по другому — быстро.

Примечание: Чтобы выработать умения создавать конструкции по замыслу, организуются занятия, на которых дети сами выбирают тему постройки, отбирают необходимый материал и намечают последовательность ее возведе­ния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: