Задачи обучения
На занятиях по изготовлению поделок у детей закрепляют умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях, делить ее по диагонали, складывать готовые выкройки и вырезать детали по шаблону.
В подготовительной к школе группе дети учатся делать различные поделки — игрушки, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечевки и картона изготавливаются игрушки-забавы с движущимися частями (петрушка с балалайкой, зайчик с двигающимися лапами), а из коробок, катушек, картона и бумаги — объемные игрушки (автомашины, подъемные краны, тракторы, дома). Из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.) можно создать игрушки для игр с водой, ветром - (лодочки, кораблики, баржи, вертушки). При этом воспитатель учит детей устанавливать связь между формой предмета и его назначением (баржа — широкая с тупым носом, плывет медленно, но берет много груза и т. д.).
На занятиях по изготовлению поделок из природного материала воспитатель учит детей использовать естественную форму желудей, шишек, веток, плодов каштана и т. д., учит придавать фигуркам выразительность в соответствии с задуманной композицией, скрепляя отдельные части различными способами (клеем, проволокой, пластилином, спичками и т. д.). Дети делают разнообразные фигурки людей, животных (из желудей), фигурки птиц, рыб, бабочек (из сосновых и еловых шишек) и т. п. по заданию воспитателя и по собственному замыслу. Очень важно научить детей отыскивать сходство в корнях, ветках причудливой формы со знакомыми им образами сказочных героев, животных (старый гнем, бегущий олень, ползущая змея и т. д.). Благодаря этому у детей развиваются фантазия, выдумка, изобретательность.
|
|
Умения складывать бумагу по начерченным линиям, надрезать и склеивать в объемную форму, т.е. работать по выкройке, чертежу, закрепляются на занятии по поделке мебели. Обследуя образцы и свои выкройки, дети сами определяют, что из них можно сделать (педагог напоминает только принцип склеивания выкройки на примере крышки стола). Те, кто сидят за одним столом, распределяют работу между собой (один делает диван, другой кресло и т. д.), определяют высоту ножек у стола, стульев.
На эту же тему проводится еще одно занятие (в течение года), на котором дети делают сами выкройки и, складывая их в нужных направлениях, изготавливают различную мебель. При этом дети учатся пользоваться линейкой, проводить с ее помощью линии, отмерять ширину, длину. Воспитатель показывает и объясняет только правила пользования линейкой (как ее прикладывать, как проводить ровную линию, держа карандаш вертикально, и т. д.); остальную часть работы дети выполняют самостоятельно. До занятия дети, сидящие за одним столом, договариваются друг с другом, какую мебель они будут изготавливать, и соответственно этому отбирают материал и кладут его на свой стол.
|
|
Такие занятия способствуют не только развитию ручных умений, но и совершенствуют память, мышление, творчество, умение планировать предстоящую работу. Скажем, перед новогодним праздником дети на занятии вырезают гирлянды. Они сами выбирают образец (образцы вывешивают за день до занятия), заранее подбирают необходимый материал и самостоятельно выполняют всю работу. На этом занятии дети применяют умения, полученные на занятиях по аппликации: вырезывание однотипных фигур при складывании бумаги (вдоль и поперек квадратов, прямоугольников, полосы гармошкой).
Умение складывать лист бумаги в разных направлениях закрепляется на занятии по изготовлению буденовки (занятие организуется накануне праздника Советской Армии). Воспитатель показывает детям иллюстрации, где изображены буденовцы, обращает внимание на головной убор кавалеристов, напоминает о предстоящем празднике и предлагает сделать к празднику шапки-буденовки. А вот изготавливая мельницу-вертушку, дети учатся не только работать по выкройке (правильно надрезать ее и складывать), но и соединять детали гвоздями, овладевают умением точно забивать гвоздь, соблюдая определенное расстояние между деталями.
В подготовительной к школе группе воспитатель закрепляет навыки, которые освоили дети в предшествующих группах: крепить вращающиеся колеса, изготовлять поделки из других готовых форм более устойчивые, аккуратные. Организуется конструирование замыслу (из коробок, картона, бумаги). Дети сами заранее выбирают тему поделки (дом, мебель, вагон, машина и т.д.), отбирая нужный материал, сами обдумывают последовательность работы, способы соединения отдельных деталей, их расположение по отношению друг к другу и т. д., что обеспечивает высокую активность и самостоятельность.
С помощью воспитателя (показ и объяснение) дети изготавливают автомашины, делают игрушки с двигающимися деталями картона (зайчик, медвежонок, матрешка), осваивая приемы подвижного крепления отдельных деталей к основной части ниткой. Объясняя новый материал, воспитатель обращает внимание на способ соединения деталей. Этой тематике отводят два занятия. На одном дети вырезают зайчика, медведя, шевелящих лапами по выбору, на другом — зверюшек, кукол, играющих на музыкальных инструментах: гитаре, барабане, балалайке (одну игрушку по выбору).
Занятия по изготовлению поделок из природного материал (желуди, шишки, семена, ветки) проводятся в основном летом, осенью, когда материал еще легко поддается обработке. За несколько дней до занятия воспитатель сообщает детям тему и предлагает собрать соответствующий материал. В ходе занятия он обращает внимание на то, как крепят дети отдельные детали при помощи клея и спичек, на умение придавать фигуркам, объединенным в позиции, выразительность (лиса и ворона, Красная Шапочка и волк). Дети, сидящие за одним столом, договариваются выполнять работу совместно — кто какую фигурку будет делать в соответствии с общей композицией, затем вместе составляют композицию.
Воспитатель обучает детей изготавливать бабочек, рыбок из нераскрывшейся сосновой шишки.
В дальнейшем полученные знания и умения дети закрепляют на занятиях конструированием по замыслу, а также в деятельности вне занятий.