Прохождение программы. На занятиях по изготовлению поделок у детей закрепляют умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях

Задачи обучения

На занятиях по изготовлению поделок у детей закрепляют умения и навыки работы с бумагой, полученные в старшей группе: складывать бумагу в разных направлениях, делить ее по диагонали, складывать готовые выкройки и вырезать детали по шаблону.

В подготовительной к школе группе дети учатся делать различные поделки — игрушки, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечевки и картона изготавливаются игрушки-забавы с движущимися частями (петрушка с балалайкой, зайчик с двигающимися лапами), а из коробок, катушек, картона и бумаги — объемные игрушки (автомашины, подъемные краны, тракторы, дома). Из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.) можно создать игрушки для игр с водой, ветром - (лодочки, кораблики, баржи, вертушки). При этом воспитатель учит детей устанавливать связь между формой предмета и его назна­чением (баржа — широкая с тупым носом, плывет медленно, но берет много груза и т. д.).

На занятиях по изготовлению поделок из природного материала воспитатель учит детей использовать естественную форму желу­дей, шишек, веток, плодов каштана и т. д., учит придавать фигуркам выразительность в соответствии с задуманной композицией, скрепляя отдельные части различными способами (клеем, проволокой, пласти­лином, спичками и т. д.). Дети делают разнообразные фигурки людей, животных (из желудей), фигурки птиц, рыб, бабочек (из сосновых и еловых шишек) и т. п. по заданию воспитателя и по собственному замыслу. Очень важно научить детей отыскивать сходство в корнях, ветках причудливой формы со знакомыми им образами сказочных героев, животных (старый гнем, бегущий олень, ползущая змея и т. д.). Благодаря этому у детей развиваются фантазия, выдумка, изобретательность.

Умения складывать бумагу по начерченным линиям, надрезать и склеивать в объемную форму, т.е. работать по выкройке, чертежу, закрепляются на занятии по поделке мебели. Обследуя образцы и свои выкройки, дети сами определяют, что из них можно сделать (педагог напоминает только принцип склеивания выкройки на при­мере крышки стола). Те, кто сидят за одним столом, распределяют работу между собой (один делает диван, другой кресло и т. д.), определяют высоту ножек у стола, стульев.

На эту же тему проводится еще одно занятие (в течение года), на котором дети делают сами выкройки и, складывая их в нужных направлениях, изготавливают различную мебель. При этом дети учатся пользоваться линейкой, проводить с ее помощью линии, отмерять ширину, длину. Воспитатель показывает и объясняет только правила пользования линейкой (как ее прикладывать, как прово­дить ровную линию, держа карандаш вертикально, и т. д.); осталь­ную часть работы дети выполняют самостоятельно. До занятия дети, сидящие за одним столом, договариваются друг с другом, какую мебель они будут изготавливать, и соответственно этому отбирают материал и кладут его на свой стол.

Такие занятия способствуют не только развитию ручных уме­ний, но и совершенствуют память, мышление, творчество, умение планировать предстоящую работу. Скажем, перед новогодним праздником дети на занятии вырезают гирлянды. Они сами выбирают образец (образцы вывешивают за день до занятия), заранее подби­рают необходимый материал и самостоятельно выполняют всю рабо­ту. На этом занятии дети применяют умения, полученные на занятиях по аппликации: вырезывание однотипных фигур при складывании бумаги (вдоль и поперек квадратов, прямоугольников, полосы гармошкой).

Умение складывать лист бумаги в разных направлениях закреп­ляется на занятии по изготовлению буденовки (занятие организу­ется накануне праздника Советской Армии). Воспитатель показыва­ет детям иллюстрации, где изображены буденовцы, обращает вни­мание на головной убор кавалеристов, напоминает о предстоящем празднике и предлагает сделать к празднику шапки-буденовки. А вот изготавливая мельницу-вертушку, дети учатся не только рабо­тать по выкройке (правильно надрезать ее и складывать), но и сое­динять детали гвоздями, овладевают умением точно забивать гвоздь, соблюдая определенное расстояние между деталями.

В подготовительной к школе группе воспитатель закрепляет навыки, которые освоили дети в предшествующих группах: крепить вращающиеся колеса, изготовлять поделки из других готовых форм более устойчивые, аккуратные. Организуется конструирование замыслу (из коробок, картона, бумаги). Дети сами заранее выбирают тему поделки (дом, мебель, вагон, машина и т.д.), отбирая нужный материал, сами обдумывают последовательность работы, способы соединения отдельных деталей, их расположение по отношению друг к другу и т. д., что обеспечивает высокую активность и самостоятельность.

С помощью воспитателя (показ и объяснение) дети изготавливают автомашины, делают игрушки с двигающимися деталями картона (зайчик, медвежонок, матрешка), осваивая приемы подвижного крепления отдельных деталей к основной части ниткой. Объясняя новый материал, воспитатель обращает внимание на способ соединения деталей. Этой тематике отводят два занятия. На одном дети вырезают зайчика, медведя, шевелящих лапами по выбору, на другом — зверюшек, кукол, играющих на музыкальных инструментах: гитаре, барабане, балалайке (одну игрушку по выбору).

Занятия по изготовлению поделок из природного материал (желуди, шишки, семена, ветки) проводятся в основном летом, осенью, когда материал еще легко поддается обработке. За несколько дней до занятия воспитатель сообщает детям тему и предлагает собрать соответствующий материал. В ходе занятия он обращает внимание на то, как крепят дети отдельные детали при помощи клея и спичек, на умение придавать фигуркам, объединенным в позиции, выразительность (лиса и ворона, Красная Шапочка и волк). Дети, сидящие за одним столом, договариваются выполнять работу совместно — кто какую фигурку будет делать в соответствии с общей композицией, затем вместе составляют композицию.

Воспитатель обучает детей изготавливать бабочек, рыбок из нераскрывшейся сосновой шишки.

В дальнейшем полученные знания и умения дети закрепляют на занятиях конструированием по замыслу, а также в деятельности вне занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: