Методы и приемы обучения

В подготовительной к школе группе дети осваивают изготовление достаточно сложных конструкций, требующих больших технических умений. Поэтому подробное объяснение последовательности изготовления поделки и показ воспитатель использует достаточно часто. Так, при поделке дома с балконами из тонкого картона воспитатель вначале показывает готовую конструкцию многоэтажного дома с балконами-лоджиями, затем объясняет последовательность работы, показывает, как складывают лист, надрезают чтобы получились балконы, как склеивают дом прямоугольной формы, как кладут крышу и т. д. Такого же подробного объяснения придерживается воспитатель и при поделке вертушки: показывает, как надрезают квадрат (на одинаковом расстоянии от центра до линии), как загибают надрезанные уголки (через один) и приклеивают в центре квадрата один на другой, как прибивают вертушку к палочке и т.д. Украшают свою вертушку дети самостоятельно.

Однако если в поделке дети используют уже знакомые способы действия, роль воспитателя ограничивается обследованием образца, частичным показом (например, на занятии по изготовлению из бумаги мебели), или же он задает вопросы, цель которых - активизировать знания детей. Так, на занятии по изго­товлению елочных гирлянд вначале обследуются готовые образцы, затем воспитатель спрашивает детей, как их вырезают, уточняет ответы. После этого дети самостоятельно выполняют задание.

Если поделка достаточно трудоемкая и требует большой затраты времени, то ее изготовление воспитатель может распределить на два занятия, как, например, при поделке игрушек с двигающи­мися деталями. На первом занятии воспитатель показывает одного - двух забавных зверюшек, сделанных им самим из картона, отме­чает, что такие же игрушки следует изготовить для игры в театр сегодня. Но сначала зверюшку следует нарисовать на картоне. Де­ти придумывают зверюшку, рисуют и раскрашивают в соответствии с замыслом (туловище, голову, лапы и т. д.). На втором занятии дети по показу и объяснению воспитателя мастерят игрушки.

Занятия по изготовлению игрушек требуют предваритель­ной подготовки. Воспитатель привлекает к этой работе детей. Они помогают готовить материал: резать бумагу, раскладывать ее по форме и т. д., заранее склеивают листы бумаги в трубочки (заго­товки для ножек мебели), вырезают аппликации персонажей для игрушек-забав и т. д.

Успех занятий по замыслу в основном зависит от предварительной подготовки: чем раньше дети задумаются над тем, что они хотят сделать, какие материалы им для этого понадобятся, тем интереснее и содержательнее будут их поделки. Так, для изготовления различ­ных фигурок из желудей дети вместе с воспитателем собирают желуди разного размера и формы, мох, кусочки тонкой бересты, кукурузные рыльца и т. п. И поскольку дети (по двое) заранее обговаривают свои композиции (сюжет сказки, стихотворения), то собирают они этот материал целенаправленно, активно обсуждая его соответствие конструктивному замыслу: желуди крупные — для туловища, мел­кие — для головы, веточки с разными изгибами — для рук, ног, лап, чтобы в соединении с желудем получились бегущая, сидящая, прыгающая фигурки. Воспитатель учит детей не только подбирать материал, соответствующий их замыслу, но и строить за­мысел в соответствии с имеющимся материалом. Обращает внима­ние детей на выразительность формы даров природы, учит видеть сходство причудливо изогнутых корней, веток с различными фигур­ками животных (бегущий олень, цапля и т. п.) и, дополняя эти корни, ветки, другими материалами (пластилин, семена, ягоды), усиливать образность.

В изготовлении поделок может принимать участие и воспита­тель. Скажем, когда дети начинают размещать готовые фигурки на подставке, воспитатель шилом прокалывает подставку и стопы фи­гурок, при изготовлении рыбок, бабочек из нераскрывшейся сосновой шишки острым ножом прорезает отверстия для плавников и крыльев. Из поделок воспитатель совместно с детьми организует выстав­ки, приурочивая их к родительскому собранию, к празднику 8 Марта и т.д. Воспитательная значимость выставок в том, что у детей появляется желание сделать свою работу лучше, повышается ответственность, а сам факт оформления выставки способствует развитию эстетического вкуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: