Особенности технологии изготовления стыковых соединений отсеков.
Таблица 1
Рис. 3.13
Сравнительные данные эффективности внедрения нового техпроцесса приведены в таблице 1. Как видно из приведённых данных время, затрачиваемое на изготовление деталей и подготовка корпуса к их установке, а также крепление деталей на внутренней поверхности корпуса контактной точечной сваркой, значительно больше чем время затрачиваемое на процесс вытяжки и диффузионной сварки.
Сравнительные данные эффективности внедрения прогрессивного техпроцесса
№№ п/п | Существующий вариант изготовления корпуса | Трудо-емкость, н/час | Новый вариант изготовления корпуса | Трудо-емкость, н/ч |
Изготовление ложементов | 10,8 | Установка оснастки в корпус и фиксация в ней | 1,3 | |
Центровка, сверление и расточ. отв. в корпусе под установку внутрен. набора и ложементов | 4,5 | Снятие и разборка приспособления после вытяжки и диффуз. сварки | 0,3 | |
Подготовка поверхностей под сварку, установка внутреннего набора на корпусе | Проведение вытяжки и диффуз. сварки корпуса | 3,5 | ||
ТЭС-внутр. набора к корпусу с проверкой на технологическую пробу | 1,5 | Изготовление оснастки для вытяжки и диффуз. сварки | ||
Мех. обработка выборок на станке с ЧПУ | 1,8 | ИТОГО: | 5,1 | |
Изготовление фиксаторов для установки и крепления внутр. набора | 14,5 | |||
Изготовлениие пр-ия для установки и крепления корпуса для отр-ки и сверления отв. под установку на ЧПУ | 16,3 | |||
Изготовление шаблона для ТЭС внутр. набора к корпусу | 8,2 | |||
Изготовление штампа для шт-ки ложемента | ||||
ИТОГО: | 29,1 | |||
Примечание – Трудоемкость многоразовой оснастки не учтена |
Деление корпуса ракеты на отсеки приводит к необходимости использования разъемных соединений (стыков). Стыки являются наиболее ответственными элементами корпуса ракеты и должны отвечать ряду требований. К этим требованиям относятся:
|
|
- обеспечение точного взаимного расположения соединяемых отсеков относительно друг друга в целях сохранения необходимой геометрической формы корпуса;
- передача всех силовых воздействий от одного отсека к другому при минимальной массе стыковочного узла;
- быстроразъемность, для обеспечения сборки и разборки в процессе изготовления, обслуживания и ремонта ракеты при минимальных затратах времени на эти операции;
- полная взаимозаменяемость, исключающая необходимость проведения подгонных работ при стыковке;
- обеспечение герметичности или пыле влагонепроницаемости внутреннего объема отсека;
|
|
- минимальные габариты конструкции стыка для получения максимального проходного сечения с целью обеспечения наибольшей плотности компоновки аппаратуры при монтаже ее со стороны торцов отсека.
Величина допуска, на взаимное расположение отсеков, назначается на основе анализа возможных последствий, к которым может привести нарушение заданной формы ракеты. Неточность изготовления и стыковки нарушает аэродинамическую симметрию ракеты, влечет за собой эксцентриситет тяги двигателя и т.д. Все это приводит к отклонению от расчетных условий функционирования ракеты, возникновению дополнительных ошибок наведения и, как следствие, снижению эффективности ракеты.
Взаимное расположение соединяемых отсеков на практике регламентируется допусками на перекос осей отсеков ∆φ, на смещение осей ∆α и на закручивание отсеков ∆ψ (рис. 4.1)
Рис. 4.1 Возможные погрешности при стыковке отсеков корпуса
Обеспечение силовых функций стыков является наиболее сложной задачей, суть которой заключается в том, чтобы передать распределенные по корпусу отсека усилия на смежный отсек с минимальной концентрацией напряжений в зоне стыковочного узла. Чем меньше концентрация напряжений, тем выше надежность стыка и конструкции в целом.
Быстроразъемность стыков обуславливается в основном требованиями эксплуатации и ремонта, когда сокращение временных затрат на сборку и разборку ракеты имеет существенное значение.
Требование взаимозаменяемости стыков связано с серийным производством ракет, в процессе которого возможна неоднократная замена отсеков, при этом переборка должна производиться быстро, без задержки технологического цикла.
Кроме этого, выполнение данного требования важно при ремонте ракет в эксплуатации, который, как правило, производится путем замены отказавшего отсека новым. Подгоночные работы здесь практически не допускаются.
Герметичность или пыле влагонепроницаемость – это необходимое условие защиты блоков и элементов бортового оборудования, расположенного внутри отсека, от вредных воздействий внешней среды.