Электронная коммерция вовлекает по крайней мере двух участников. К основным участникам, вовлекаемым в сотрудничество в рамках такого процесса, относятся: предприятия, индивидуумы, государственные структуры и ведомства.
Эти участники и образуют основные системы электронной коммерции:
1. "бизнес - бизнес" (business - business, В - В),
2. "бизнес - потребитель" (business - consumer, В - С),
3. "бизнес - правительство" (business - government, В - G),
4. "потребитель - правительство" (consumer - government, С - G);
5. "потребитель - потребитель" (consumer- consumer, С-С ).
Наибольшее развитие получили системы "бизнес - бизнес" и "бизнес - потребитель".
1. Система "бизнес - бизнес"
В системе "бизнес - бизнес" в качестве продавцов и покупателей выступают юридические лица (коммерческие организации (предприятия)). Система "бизнес - бизнес" включает сложное взаимодействие в процессе закупки, производства и планирования, сложные условия оплаты и соглашения о круглосуточном исполнении.
Вовлечение партнеров в систему "бизнес - бизнес" обеспечивается совместным характером деятельности. В частности, коммерческие предприятия образуют долгосрочные союзы, благодаря чему сокращаются расходы на их деятельность. Совместный характер коммерческой деятельности требует коллективного использования деловыми партнерами общей информации, в том числе о ценах на товары, товарных запасах, о состоянии поставок. В системе "бизнес-бизнес" могут использоваться как частные сети, так и Интернет для организации взаимодействия между партнерами.
|
|
Многие системы "бизнес - бизнес" создаются по принципу глубокой специализации и при четком отборе потенциального круга клиентов. При этом финансовый результат формируется в виде комиссионных от более четко просчитываемого оборота и рекламы, что делает прогноз будущих потоков прибыли более достоверным.
В зависимости от того, кто контролирует рынок (покупатель, поставщик или посредник), выделяют следующие системы электронной коммерции "бизнес - бизнес":
Ориентированная на покупателя (buyer-oriented), при которой покупатель приобретает продукцию в широком ассортименте и использует Интернет для организации рынка на своем сервере, а Web-сайт для участия поставщиков в торгах.
Ориентированная на поставщика (supplier-oriented), когда производитель или поставщик приглашает коммерческих и индивидуальных потребителей заказать товары в организованном месте на электронном рынке.
Ориентированная на посредника (intermediary-oriented), при которой центральное место отводится посреднической организации электронной коммерции, организующей обменный рынок, на котором могут совершать сделки покупатели и продавцы. Посредник уделяет особое внимание исполнению заказов.
|
|
Согласно данным Организации экономической кооперации и развития (OECD), почти все источники говорят о доминировании системы "бизнес - бизнес" на рынке электронной коммерции. Известное правило 80: 20 можно трактовать следующим образом: около 80% оборота всей электронной коммерции приходится на систему "бизнес - бизнес".
Рынок электронной коммерции системы "бизнес - бизнес" в 10 раз крупнее рынка системы "бизнес - потребитель".
2. Система "бизнес - потребитель"
Система "бизнес - потребитель" подразумевает, что в качестве покупателей выступают индивидуальные потребители, а в качестве продавцов – юридические лица.
Для успешного развития системы "бизнес - потребитель" необходимо: значительное число частных пользователей, формирующих достаточный покупательский спрос; широкое развитие соответствующей сети в стране; развитые платежные системы; службы доставки; требуемое законодательное регулирование этого вида бизнеса; доверие покупателей к этому виду бизнеса; достаточный объем денежных средств у покупателей.
Основными операциями взаимодействия в системе "бизнес - потребитель" являются: просмотр каталога коммерческого предприятия; размещение заказов; оплата товаров (услуг); исполнение заказов; отправка откликов.
Различия между электронной коммерцией систем "бизнес -бизнес" и "бизнес - потребитель" более существенны, чем между розничной и оптовой торговлей.
3. Система "бизнес - правительство"
Информационные технологии применяются не только хозяйствующими субъектами, но и государством, выполняющие функции регулятора рыночных процессов. Новые информационные отношения рыночных субъектов нашли отражение в системе "бизнес - правительство", где в качестве сторон бизнес-отношений выступают юридические лица и государственные учреждения.
Современный подход к государству основывается на том, что оно обладает всеми признаками крупной корпорации: у него есть бюджет; расходы; доходы; оно выступает субъектом мирового рынка, обобщая деятельность своих экономических агентов; у него есть акционеры и одновременно клиенты – граждане, которые заинтересованы в том, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны.
4. Система "потребитель - правительство (государство)"
Система "потребитель - правительство (государство)" наименее развита, однако имеет высокий потенциал к развитию, особенно при организации взаимодействия в таких областях, как социальная и налоговая.
5. Система "потребитель - потребитель"
Последняя выделяемая система "потребитель - потребитель" также находится в начале своего развития. Эта система включает взаимодействие потребителей с целью обмена коммерческой информацией, а также формы аукционной торговли между физическими лицами.
Специфика отрасли, в которой работает организация (субъект рынка), ее возможности и цели, которые она перед собой ставит, определяют выбор системы ведения бизнеса в сети. Кроме того, коммерческая организация может сочетать и взаимно дополнять различные виды систем электронной коммерции.