Цифровые регуляторы тока. При разработке цифровой системы регулирования тока якоря электродвигателя необходимо выбирать такт работы регулятора тока и тип преобразователя напряжение - код в цепи обратной связи по току, учитывая дискретность работы тиристорного или транзисторного преобразователей . Для обеспечения такого же быстродействия, как и для аналогового регулятора рекомендуют значение принимать меньше в целое число раз.
Для преобразователя напряжение-код, фиксирующего мгновенные значения тока, среднее значение тока якоря в установившемся режиме будет отличаться от заданного, причем ошибка равна погрешности численного интегрирования. Например, при интегрировании методом трапеций ошибка зависит от числа узлов . Если условие = ц.ч. не соблюдается, то в соседних интервалах дискретности регулятор будет срабатывать неодинаковое число раз, что приведет к появлению колебаний значений тока обратной связи.
Сигнал, снимаемый с датчика тока, как правило, содержит высокочастотные помехи. Поэтому преобразователь напряжение- код должен обладать сглаживающими свойствами. Рекомендуется применять АЦП интегрирующего или следящего типа. Наличие пульсаций тока якоря требует специальной организации измерений. В настоящее время применяют:
|
|
- измерение максимума тока на периоде То,
- измерение среднего тока за период То,
- измерение мгновенных значений тока несколько раз за период То.
Первый метод дает хорошие динамические характеристики. Второй обладает более высокими точностью и помехоустойчивостью.
Структурная схема контура тока представлена на рис. 28.2.
Обозначения, принятые на структурной схеме:
D(z) - передаточная функция регулятора тока;
Wo.c(p) - передаточная функция датчика тока и корректирующего устройства цепи обратной связи;
F - коэффициент, учитывающий влияние пульсаций выходного напряжения преобразователя;
- время запаздывания, равное времени вычислений в регуляторе. Значение ;
- угол запаздывания, появляющийся за счет сдвига между границами и . Значение равно случайной величине на отрезке [0, ].
Цифровые регуляторы скорости. Система регулирования частоты вращения может выполняться с подчиненным регулятором тока, аналоговым или цифровым, так и без него. Указанные варианты исполнения представлены в [19]. Значительное влияние на характеристики системы регулирования оказывает способ измерения частоты вращения. Цифровые регуляторы скорости рекомендуются для систем жесткого поддержания частоты вращения, так как от дрейфа нуля аналоговых PC полностью избавиться не представляется возможным. Структурная схема контуров тока и частоты вращения представлена на рис. 28.3
|
|
Обозначения, принятые на структурной схеме:
Dc(z) - передаточная функция регулятора скорости;
- передаточная функция датчика частоты вращения и корректирующего устройства цепи обратной связи;
В целях упрощения организации вычислений рекомендуется принимать, где - целое число. Часто принимают .
Цифро-аналоговый регулятор скорости состоит из параллельно работающих аналогового и цифрового регуляторов.
Цифровые регуляторы положения.
Регуляторы положения цифрового типа выполняются на базе микропроцессоров или мини-ЭВМ. Разрядность цифровых устройств (датчика, преобразователя кодов, регистров, арифметического устройства и др.) зависит от максимального значения рабочего пути и точности позиционирования. Число разрядов
В системах с цифровыми регуляторами положения контур положения замыкается дискретно по времени с периодом , то есть через равные интервалы времени происходит сравнение задающего воздействия и сигнала обратной связи и выработка управляющего воздействия на контур скорости. Так как в течение интервала управляющее воздействие остается неизменным, то эффект квантования по времени может быть учтен введением в контур положения фиксатора нулевого порядка. Передаточная функция фиксатора нулевого порядка вместе с импульсным элементом имеет вид
Влияние квантования по времени сказывается в снижении предельно допустимой добротности контура положения.
Позиционные системы с нелинейным регулятором положения. Для увеличения коэффициента усиления РП в зоне малых отклонений для электроприводов, работающих в широком диапазоне заданий на перемещение, рекомендуется применение регулятора параболического типа. Характеристика параболического регулятора является геометрическим местом точек переключения, в которых постоянно выполняется равенство
где - частота вращения привода при торможении; - ошибка по перемещению; -замедление привода, определяемое коэффициентом усиления параболического регулятора; - коэффициент связи между перемещением и частотой вращения.
Так как коэффициент усиления РП в зоне малых рассогласований стремится к бесконечности, то система регулирования является неустойчивой. Для исключения режима автоколебаний начальный участок параболического регулятора делается линейным, рис. 28.4 (отрезок ОА кривая 1).
Отработка заданного перемещения может происходить с перерегулированием по положению, что в большинстве случаев недопустимо. Для исключения перерегулирования коэффициент усиления РП должен быть уменьшен так, чтобы после вхождения в зону линейного участка траектория движения системы попадала в точку нулевого рассогласования или пересекалась с характеристикой линейного участка, что означает работу электропривода в скользящем режиме.
Если перерегулирование по положению лежит в пределах допустимого, то выбор зазоров в механической передаче можно исключить, выполнив регулятор положения с зоной нечувствительности (отрезок ОВ кривая 2) при некотором смещении характеристики вдоль оси абсцисс. Зона нечувствительности определяется разрешающей способностью датчика положения.
Необходимость использования регулятора положения с нелинейной характеристикой может быть исключена путем задания такого закона управления , при отработке которого система остается во всех режимах линейной.