Рис. 7. Внутреннее представление объекта множественного типа
Константа базового типа с порядковым номером К в элементе хранения объекта множественного типа представлена битом с номером
BitNumber = K mod 8
в байте с номером
ByteNumber = (K div 8) – (MIN div 8), где
MIN = Low(Base_Type).
Ord(cyan) = 8, BitNumber(cyan) = 0, ByteNumber(cyan) = 1.
Операции над множествами определяются как теоретико-множественные операции над их характеристическими функциями.
ФАЙЛ – это либо именованная область внешней памяти (жесткого диска, дискеты, компакт-диска, электронного “виртуального” диска), либо логическое устройство – потенциальный источник или приемник информации. С логическими устройствами связаны стандартные аппаратные средства, такие как клавиатура, экран дисплея, принтер. В PASCAL существуют три вида файлов в зависимости от способа хранения информации в них: типизированные (обозначим File_Type), текстовые (тип TEXT) и нетипизированные (тип FILE). С каждым файлом связана специальная структура, называемая дескриптором (описателем), в которой хранится имя файла, дата создания, размер файла, атрибут доступа к файлу и т.п. При описании в программе объекта файлового типа в оперативной памяти создается элемент хранения, в котором размещается дескриптор файла. Размер дескриптора файла фиксирован для файла любого вида (128 байт) и никак не связан с размером файла во внешней памяти.
|
|
TypeFile_Type = File of <Name_Type>,
где <Name_Type> - любой тип, кроме файлового.
Sizeof(File_Type) = 128.
Для того чтобы описать совокупность операций, производимых над объектом, пользователь может сконструировать АТД – ПРОЦЕДУРНЫЙ ТИП (обозначим Proc_Type). Любой процедурный тип определяет:
¨ множество возможных действий,
¨ множество объектов, над которыми могут быть произведены эти действия.
Например, процедурный тип
Type DST = PROCEDURE (var P: Point);
определяет возможные действия над объектами типа ТОЧКА. Любая процедура, описание которой совпадает с объявлением типа DST, может рассматриваться как объект типа DST. Например, процедуры
Init(var P: Point); | { инициализировать } |
Show(var P: Point); | { отобразить } |
Hide (var P: Point); | { стереть } |
Move(var P: Point); | { переместить } |
являются объектами типа DST. В элементах хранения оьъектов процедурного типа размещаются адреса точек входа в соответствующие процедуры (точки запуска – активации процедур). Поэтому множество констант процедурного типа является подмножеством множества адресов оперативной памяти, т.е. подмножеством типа УКАЗАТЕЛЬ (обозначим Pointer_Type), а размер элемента хранения процедурного типа определяется размером элемента хранения типа указатель (см. 2.2.2).
Sizeof(Proc_Type) = Sizeof(Pointer_Type).
|
|
Объявление и реализация АТД обычно помещаются в модуль. Рассмотрим абстрактный тип данных ВРЕМЯ. Значение каждого момента времени состоит из 3 атрибутов: старших, средних и младших единиц временной шкалы (например, сутки:часы:минуты) (рис. 8).
Рис. 8. Элемент хранения АТД “ВРЕМЯ”
UNIT Time;
{ Раздел объявлений АТД ВРЕМЯ }
Interface
{ Описание атрибутов }
TTimer =record
hour, minute, second: word
end;
{ Описание действий по обработке объектов типа ВРЕМЯ }
{ Инициализация атрибутов объекта типа ВРЕМЯ }
Procedure Init (var t: TTimer);
{ Приращение значения времени }
Procedure Add (var t: Ttimer; dt: word);
{ Преобразование значения времени во внутреннее представление }
Procedure TtoReal (t: Ttimer; var r: real);
{ Преобразование значения времени из внутреннего представления }
Procedure RealtoT (r: real; var t: TTimer);
{ Раздел реализации действий по обработке объектов типа ВРЕМЯ }
Implementation
Procedure Init (var t: TTimer);
begin
...
end;
...
end.
Использование модуля Time:
UNIT Main;
uses Time;
var t1,t2: Ttimer; r: real;
begin
Init (t1); Add(t1,10); TtoReal(t1,.r);...
end.
2. идентификация объектов
Идентификация – это определение местонахождения элемента хранения объекта в оперативной памяти и получение доступа к представлению объекта, т.е. индивидуальным значениям его свойств. Существует два способа идентификации объектов:
¨ именование
¨ указание.
Именование заключается в назначении объекту определенного имени (идентификатора). Имена однозначно связываются с объектами на этапе компиляции программы, эту связь в процессе выполнения программы изменить нельзя. Именоваться могут и отдельные свойства объектов-агрегатов. Имена свойств называются квалифицированными идентификаторами (квалидентами). Длина пути, ведущего к имени конкретного свойства, называется длиной дистанции доступа. Простой идентификатор можно рассматривать как квалидент с нулевой дистанцией доступа. Например:
type Point = record X, Y: word еnd; type Circle = record R: word; Center: Point Еnd; | { тип ТОЧКА } { тип ОКРУЖНОСТЬ } |
var C: Circle; С C.R C.Center.Y | { длина дистанции доступа равна 0} { длина дистанции доступа равна 1 } { длина дистанции доступа равна 2 } |
Для того чтобы сократить время обращения к атрибутам объектов, используется оператор присоединения
WITH <квалидент> DO begin <присоединяемый фрагмент> end;
Например,
with C do begin R:=10; writeln(Center.Y) end;
При работе с массивами объектов и массивами однородных свойств идентификация осуществляется на основе индексирования (нумерации). Индекс определяет порядковый номер объекта (или свойства) и является уточненным именем в представлении агрегата.
Доступ к объекту, идентифицируемому именем (в том числе именем, уточненным индексом), реализуется на основе вычисления адреса элемента хранения объекта (см. 4.1).