Проблемы проектирования и реинжиниринга экономических систем

Тема: Методологические основы проектирования экономических информационных систем

ЛЕКЦИИ 20-22

Профессиональный подход к задачам проектирования и со­вершенствования производственных, промышленно-торговых и других социально-экономических систем является одной из важ­нейших предпосылок их успешного функционирования. Эконо­мические системы являются открытыми, поскольку не могут су­ществовать в изоляции от окружающего мира, и целенаправлен­ными.

Традиционное проектирование содержит задачи анализа сис­тем, связанные с накоплением и исследованием необходимой информации, и задачи синтеза конкретных вариантов систем, удовлетворяющих заданным требованиям. Исследования про­блем проектирования получили наибольшее развитие в области техники, поэтому, рассматривая вопросы проектирования эконо­мических систем, будем пользоваться накопленным там опытом. Проектирование технического объекта может проводиться на ос­нове прототипа или без такового.

Цель проектирования на основе прототипа обычно заключа­ется в его совершенствовании, которое ориентировано либо на улучшение качества выполнения уже существующих функций, либо на обеспечение новых функций. Кроме того, задача может ставиться как изобретательская, когда одной из важнейших це­лей является патентоспособность создаваемого устройства, т. е. оно должно иметь существенные отличия по ряду признаков от всех известных.

Задача совершенствования прототипа может включать допол­нительные условия, связанные с технологическими возможнос­тями конкретного предприятия для перехода от производства прототипа к выпуску нового образца. Задача проектирования без прототипа обычно не содержит подобных требований. Отсутст­вие прототипа вовсе не означает, что проектировщики не исполь­зуют информацию о существующих устройствах рассматривае­мого класса и не проводят анализ на новизну проектируемого объекта. Если этого не делать, то можно «изобрести велосипед», т.е. прийти к известным решениям, впустую потратив время и средства.

При проектировании экономических систем обычно не пре­следуются цели новизны. Проектированию без прототипа здесь соответствует задача создания новой экономической системы (предприятия, корпорации и т.п.), т.е. системы, которая не суще­ствовала прежде. При этом цели, функции, а иногда структура и многие свойства создаваемой системы могут быть давно и хорошо известными, но в процессе проектирования не используется конкретный аналог в качестве отправной точки для совершенст­вования или как ориентира. С одной стороны, проектирование без прототипа осложняется в связи с отсутствием начального или «идеального» варианта, но, с другой стороны, расширяет прост­ранство поиска проектных решений, допуская произвольный вы­бор траектории поиска.

Задачи проектирования на основе прототипа в экономике могут иметь различные постановки.

1. Проектирование не существовавшей прежде системы по об­разу и подобию уже известной. В качестве прототипа здесь прини­мается некоторая модель успешно работающей фирмы.

2. Кардинальное перепроектирование существующей систе­мы, которая при этом уничтожается, а на ее месте с использова­нием ряда прежних элементов предусматривается создание новой. Отечественная история богата примерами подобного рода, большую часть которых трудно отнести к рациональным решени­ям, однако среди них есть весьма успешные и хорошо обоснован­ные. Если руководствоваться положениями теории развития, то данная постановка задачи перепроектирования возникает тогда, когда существующая система исчерпала свои ресурсы совершенствования, стала неустойчивой и неэффективной (достиг­ла точки бифуркации), поэтому даже небольшие флуктуации могут привести ее к гибели или к такой структурной перестройке, которая обеспечит возможности дальнейшего развития, но уже в соответствии с новым законом.

3. Кардинальное перепроектирование существующей системы, ориентированное на ее совершенствование и не допускающее ее уничтожения (реинжиниринг). Такая постановка задачи возможна тогда, когда система «осознает» характер процессов развития, «следит» за изменением своего окружения и заранее «принимает меры», направленные на изменение своей само­организации в целях выживания в приближающейся точке бифуркации.

4. Постоянное и постепенное совершенствование существую­щей системы на основе мониторинга ее окружения и тенденций развития организационных систем (концепция постоянно развивающегося предприятия).

Следует заметить, что в зависимости от конкретных условий возможна любая из приведенных постановок задачи проектирования. С начала 1990-х гг. концепция реинжиниринга бизнес-процессов (BPR) приобрела особую популярность, которая, оче­видно, обусловлена согласованием в ее рамках противоречивых целей, а именно: существенное повышение эффективности и ка­чества функционирования предприятия (компании) без сниже­ния производительности. Основные особенности BPR заключа­ются в следующем:

─ смена концепции управления компанией: от управления по целям к управлению по результатам;

─ переход от ориентации на функции к ориентации на про­цессы;

─ переход от пирамидальной (иерархической) структуры управления компанией к плоской (горизонтальной);

─ повышение уровня квалификации кадров и изменение роли исполнителей конкретных работ, обусловленное необходимос­тью роста производительности труда, увеличением разнообразия решаемых задач и расширением прав принятия самостоятельных решений;

─ изменение роли потребителя в процессах управления дея­тельностью компании (она становится более важной);

─ ориентация на многовариантное исполнение процессов;

─ рациональный подход к размещению и распределению ре­сурсов, а также к организации бизнес-процессов;

─ усиление роли информационных технологий в процессе де­ятельности компании.

Реинжиниринг позволяет достичь многократного улучшения основных показателей качества деятельности компании за счет изменения принципов ее организации. Цикл BPR включает сле­дующие этапы.

1. Постановка задачи и создание команды для разработки проекта реинжиниринга предприятия.

2. Разработка модели существующего предприятия и оценка эффективности его функционирования.

3. Перепроектирование бизнес-процессов, суть которого со­стоит в разработке более эффективных рабочих процедур и опре­делении изменений, необходимых для перехода к ним от существующих.

4. Разработка бизнес-процессов на уровне трудовых ресурсов (определение видов работ, разработка системы мотивации, созда­ние информационных систем, обучение и подбор кадров).

5. Разработка поддерживающих информационных систем.

6. Внедрение перепроектированных процессов.

Реинжиниринг становится одним из видов постоянной дея­тельности предприятия, так как наряду с мерами постоянного со­вершенствования текущих процессов периодически возникает потребность в реорганизации общего бизнес-процесса. На успех реинжиниринга влияют следующие факторы:

─ точное понимание задачи;

─ мотивация;

─ заинтересованность в кардинальном улучшении результатов деятельности и готовность руководства компании пойти на риск, вкладывая средства в реинжиниринг;

─ уровень управления и квалификация кадров;

─ хорошая методологическая основа.

Научную и методологическую базу проектирования и реин­жиниринга бизнес-процессов на предприятии составляют мето­ды теории систем, математического моделирования, исследова­ния операций, информатики, искусственного интеллекта, а так­же знания из соответствующих областей бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: