CPI/TQM-эволюционный подход

Одним из наиболее ранних подходов к реорганизации являет­ся подход CPI (Continuous Process Improvement) и его японский аналог TQM (Total Quality Management), который широкомасш­табно и успешно применялся при реорганизации предприятий еще в середине двадцатого века. Самый впечатляющий результат его применения — подъем японской послевоенной промышлен­ности и доведение качества японских товаров до современного, опережающего многие страны уровня. Этот подход продолжает активно использоваться и в настоящее время, о чем свидетель­ствует, например, возрастающий объем применения стандартов серии ISO 9000, фактически поддерживающих CPI.

В основе подхода лежит очевидная концепция управления качеством выпускаемой продукции. Качество должно быть на­правлено на удовлетворение текущих и будущих потребностей потребителя как самого важного звена производственной линии.

Отметим, что данный подход характеризуется ориентацией на требования рынка и потребителя и применим в условиях, когда существуют достаточная стабильность производства и желание сохранения кадров.

Примером применения подхода CPI для конкретной отрасли промышленности являются требования СММ (Capability Maturity Model), разработанные институтом SEI (Software Engineering Institute) для предприятий, стремящихся к осуще­ствлению качественного процесса разработки и сопровождения программного обеспечения. СММ описывает характеристики со­вершенства (качества) процессов разработки и сопровождения программного обеспечения (ПО-процессов), а также критерии перехода от «плохих» к хорошо управляемым ПО-процессам в терминах уровней совершенства модели. СММ применяется для:

─ улучшения ПО-процессов, когда предприятие планирует, раз­рабатывает и реализует их изменения;

─ оценки ПО-процессов, когда определяются состояние текущих ПО-процессов предприятия и приоритетные процессы, а также осуществляется организационная поддержка их улучшения;

─ оценки возможностей ПО при квалификации партнеров, осу­ществляющих заказную разработку ПО или управляющих сос­тоянием существующих ПО-процессов.

Фактически СММ является комплексом требований к ключе­вым элементам эффективного ПО-процесса и способам его эво­люционного улучшения. СММ поддерживает этапы планирова­ния, инжиниринга, управления разработкой и сопровождением ПО, что улучшает возможности предприятия в достижении целей по стоимости, функциональности и качеству производимого ПО.

СММ декларирует пять уровней совершенства ПО-процесса — инициализация, повторение, определение, управление и опти­мизация, определяющих его возможности (т.е. описывающих вы­рабатываемые им результаты). Каждый из уровней (за исключе­нием первого) включает несколько ключевых областей процесса, содержащих цели эффективной реализации проекта. Фактически набор целей и определяет рассматриваемый уровень совершен­ства ПО-процесса. В свою очередь, каждая из ключевых областей организована в виде пяти разделов (взятие обязательств, осуще­ствимость, выполнение, оценка и анализ, верифицируемая реализация), названных общими характеристиками и регламен­тирующих эффективность, повторяемость и продолжительность действий по достижению целей из ключевой области процесса. Наконец, каждая из общих характеристик специфицирует собственные ключевые применения, содержащие действия, со­вокупное выполнение которых и позволяет достигнуть целей ключевых областей процесса.

Например, на уровне повторения решаются задачи управле­ния проектом ПО и устанавливаются процедуры решения задач управления. Планирование и управление новыми проектами ос­новываются на опыте аналогичных проектов. Цели уровня зак­лючаются в установлении эффективных процессов управления ПО-проектами, позволяющих предприятию использовать ус­пешный опыт других проектов (при этом отдельные процессы могут и отличаться от ранее выполненных). Эффективным про­цессом считается практичный, документированный, измеряе­мый, способный к улучшению и хорошо осваиваемый процесс. Ключевыми областями процесса являются следующие:

─ Управление требованиями. Целью является установление «взаи­мопонимания» между пользователями и проектными специфи­кациями, основанными на их требованиях. Это является осно­вой планирования и управления ПО-проектами.

─ Планирование ПО-проекта. Целью является формирование ра­зумных планов для проектирования ПО и управления ПО-проектом, без таких планов проект не может быть выполнен эф­фективно.

─ Ведение проекта. Целью является отслеживание текущего сос­тояния проекта и эффективных воздействий на него в случае отклонений от планов.

─ Управление подпроектами. Цель заключается в выборе квалифи­цированных субподрядчиков и эффективных способов управ­ления ими.

─ Гарантия качества. Целью является обеспечение управления наблюдаемостью и возможностью исследовать ПО-проект и создаваемый программный продукт.

─ Управление конфигурацией ПО. Целью являются установление и поддержка состава и конфигурации ПО в проекте на протяже­нии всего жизненного цикла проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: