Государственные и муниципальные финансы
Финансовая система государства - совокупность государственных финансовых учреждений, финансовых фондов и финансового законодательства, обеспечивающая реализацию основной цели (наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей общества в целом и непосредственно государственного аппарата в финансовых ресурсах) и базовых функций государственных финансов.
Цели управления государственными финансами:
- регулирование экономической системы общества посредством финансов;
- обеспечение устойчивости национальной валюты как базового элемента финансовых отношений;
- обеспечение бездефицитности государственного бюджета.
Принципы построения государственной финансовой системы:
- сочетание территориального и отраслевого подходов;
- обеспечение необходимого уровня самостоятельности региональных финансовых органов в сочетании с сохранением централизованного управления системой в целом;
- четкая дифференциация управления по сферам движения финансовых ресурсов.
|
|
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство.
Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами самоуправления, экономическими субъектами и населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом.
Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны, уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономических субъектов, с другой – направленностью использования бюджетных средств.
С юридической точки зрения бюджет – это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.
Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетная система состоит из трех уровней:
I уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
II уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
III уровень – местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.
|
|
Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты. Это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.
Бюджетная система РФ построена на следующих принципах:
· единства бюджетной системы РФ;
· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
· самостоятельности бюджетов;
· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· сбалансированности бюджетов;
· эффективности и экономности использования бюджетных средств;
· общего (совокупного) покрытия расходов;
· гласности;
· достоверности бюджетов;
· адресности и целевого характера бюджетных средств.
Доходы и расходы бюджетов всех уровней формируются в соответствии с бюджетной классификацией, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Действующая бюджетная классификация в соответствии с Бюджетным кодексом РФ включает:
· классификацию доходов бюджетов РФ;
· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
· экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
· классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований;
· классификацию видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ.
Бюджетная классификация используется для составления, утверждения и исполнения бюджета, а также для контроля за выделением и использованием бюджетных средств.
Организация бюджетной системы, взаимосвязь между ее звеньями и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:
· сбалансированности интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений;
· самостоятельности бюджетов всех уровней;
· распределения и закрепления доходов и расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;
· законодательного разграничения расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;
· единства бюджетной системы;
· равенства бюджетных прав всех бюджетов РФ.
Межбюджетные отношения регулируются. Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему в таких формах, как дотации, субсидии, субвенции, ссуды, кредиты. Из Федерального фонда финансовой поддержки регионов помощь предоставляется в виде трансфертов. Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальное строительство для осуществления федеральных целевых программ.
Все процедуры по разработке и исполнению бюджетов представляют собой единый процесс.