Диагностика систем управления

Диагностика представляет собой первый этап четырехсту­пенчатого цикла исследования системы управления организацией: «диагноз–прогноз–управленческое решение–контроль».

Диагностические исследования системы управления про­водятся с целью определения текущего состояния организа­ции и выявления проблемных ситуаций. Проблемой будем считать ситуацию, при которой цели, поставленные перед организацией системой управления, по какой-либо причине не могут быть достигнуты, а значит, возникает противоречие, требующее устранения.

Диагностика системы управления начинается с выявле­ния и описания признаков, вызывающих затруднения в ра­боте, т.е. с выявления «симптомов заболевания», как это принято говорить в медицине.
Симптом – это отклонение от нормы, поэтому необходимым условием успешного прове­дения диагностических исследований системы управления организацией является наличие положений и нормативов, служащих основой для измерения экономических и социаль­но-психологиче­ских характеристик деятельности системы. Следующий этап – измерение параметров и анализ пока­зателей. Заключительный этап – выводы и заключения, поз­воляющие поставить окончательный диагноз и принять не­обходимые меры для исправления ситуации.

При анализе систем управления организациями в сфере малого и среднего бизнеса наиболее целесообразно проведе­ние диагностических исследований в процедурах упреждаю­щего управления, т.е. в процессе прогнозирования развития системы и выявления возможности возникновения проблем­ных ситуаций.

Среди менеджеров существует мнение, что предвидеть проблему – значит наполовину ее решить. («Кто предупрежден, тот вооружен».) В данном случае решение – разработка последовательности действий системы управления по предотвращению неблагоприятного развития собы­тий. В условиях острой конкурентной борьбы, когда состоя­ние организации определяется не только собственными дейст­виями, но и влиянием множества внешних, нередко трудно предсказуемых факторов, это далеко не всегда удается.

В ходе диагностических исследований должны быть изуче­ны не только возможности системы управления по выходу из проблемных ситуаций, но и ее способности использовать сложившиеся обстоятельства для коррекции своей деятель­ности с целью эффективного решения задач, стоящих перед организацией в целом. Это означает, что действия системы управления должны быть следствием умелого использова­ния существующих возможностей и сложившейся ситуации.

Традиционно понятия «симптом» и «проблема» принято связывать с негативными явлениями, однако применительно к развитию организаций это не всегда справедливо. К приме­ру, в отрасли появилась новая технология работы. Ее быстрое освоение может оказаться достаточно серьезной проблемой. Или в результате стабильного развития удалось привлечь до­полнительные инвестиции. Освоение новых капиталовложений – тоже большая управленческая проблема. Но и то, и другое – это положительные факторы, способствующие развитию организации.

В силу того, что организация является сложным социаль­ным объектом открытого типа, диагностика проблем пред­ставляет собой сложную многошаговую задачу. Первый шаг – это сбор информации. Для выявления возможных причин возникновения затруднений необходим научный анализ информации. На первом этапе целесообразно сформулировать проблему в общем виде, что даст возможность сократить число факторов, которые необходимо учитывать при исследовании и соответственно уменьшить объем необходимой работы по сбору и анализу информации. Инфор­мация должна содержать сведения о состоянии рынка, дей­ствиях конкурентов и государственных организаций.

При анализе состояния организации следует обратить вни­мание на такие показатели, как прибыль, сбыт, издержки, про­изводительность, а также на такие социально-психологические признаки неблагополучного положения дел, как текучесть кад­ров, конфликтность в коллективе. Сбор и анализ информации должен проводиться с использованием современных програм­мно-технических средств и ПЭВМ. Для группирования факто­ров и описания их влияния на работу предприятия целесообраз­но использовать методы факторного анализа. Для анализа сложившейся ситуации как на количественном, так и на качественном уровне рекомендуется привлекать независимых консультантов и экспертов.

Диагностика СУ является не только элементом стратеги­ческого, но и оперативного управления предприятием. Сбор информации о невыполнении управленческих решений и вы­явление причин сбоев позволяют производить оперативную коррекцию работы управленческого звена.

Информация о работе организации за достаточно продол­жительный интервал времени хранится в базе данных и исполь­зуется для построения эталонной модели. Кроме того, инфор­мация о работе организации в момент проведения анализа поступает в блок диагностического обследования. Для созда­ния модели, адекватно отражающей реальную ситуацию, целе­сообразно использовать информацию о работе аналогичных организаций.

Блок диагностического обследования определяет набор параметров, характеризующих выявленные отклонения в деятельности организации от параметров эталонной модели. Ввиду сложности оценки действия социально-экономических сис­тем на этапе диагностического обследования значения мно­гих параметров определяются методом экспертных оценок. Для повышения достоверности получаемых результатов целесо­образно привлечь квалифицированных специалистов из других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность, и со­трудников консалтинговых фирм.

В блоке принятия решения по выявленным значениям от­клонений от эталонной модели делается вывод об удовлет­ворительной эффективности работы обследуемой организации или о необходимости проведения процедур оперативной коррекции системы управления организацией. В последнем случае производится разработка методов коррекции системы управления. На этом этапе также целесообразно прислушать­ся к мнению представителей консалтинговых фирм и менед­жеров сторонних организаций.

Блок построения обобщенной оценки качества фиксирует невыполнение стандартов качества и отклонения от характе­ристик эталонной модели по всему набору оцениваемых па­раметров.

После выполнения коррекции системы управления необ­ходимо провести повторное обследование системы и убе­диться в эффективности системы управления предприятием. Если процедуры коррекции не приведут к положительным результатам, то может быть принято решение о серьезной структурной перестройке организации вплоть до проведе­ния санации и введения внешнего управления.

Оценка строится путем сведения различных показателей, характеризующих работу организации, в единый интеграль­ный ряд. Это позволяет определить относительный уровень отклонения обследуемого предприятия от выбранного эта­лона, что может быть использовано для построения рейтин­говых оценок организаций в рассматриваемой группе.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем суть параметрического исследования?

2. В чем состоят задачи факторного анализа?

3. Какими свойствами определяется устойчивость системы?

4. Что такое рефлексивный анализ?

5. Назовите признаки, требующие перестройки ра­боты системы управления.

6. С какой целью проводятся диагностические исследования?

Рекомендуемая литература: [1–11].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: